Найти тему
Не учебник истории.

С чего началась традиция публичных королевских родов в Англии

Подозрения в тайной подмене ребенка в королевском дворце в 17 веке, когда королева Мария Моденская родила сына Джеймса Фрэнсиса Эдуарда, породили одну из самых неприятных традиций английской монархии.

Королева Мария со своим сыном Джеймсом Фрэнсисом Эдуардом. Бенедетто Дженнари Младший. en.wikipedia.org
Королева Мария со своим сыном Джеймсом Фрэнсисом Эдуардом. Бенедетто Дженнари Младший. en.wikipedia.org

В апреле 1926 года герцогиня Йоркская должна была родить свою первую дочь, принцессу (будущую королеву) Елизавету в присутствии министра внутренних дел английского правительства, и то же самое произошло в 1930 году во время рождение принцессы Маргариты.

На протяжении двухсот лет представитель правительства должен был засвидетельствовать рождение всех младенцев королевской семьи - очень любопытная и даже пугающая историческая практика, которая была отменена на Рождество 1936 года, после того как герцогиня Кентская родила принцессу Александру.

Традиция, восходящая к 17 веку, была введена для подтверждения того, что королевский младенец, предполагаемый наследник престола, действительно был из королевской семьи.

Король католик Яков II был крайне непопулярен, но люди терпели его недостатки, до той поры, пока его дочь-протестантка Мария была наследницей престола. Однако, вторая жена Якова, итальянка Мария Моденская забеременела, что породило у подданных недовольство: если родится мальчик, он станет будущим королем, который, бесспорно получит образование в духе католицизма. Эта мысль была невыносима для протестантской Англии.

Джеймс Фрэнсис Эдуард, около 1703 года, портрет из Королевской коллекции, приписываемый Алексису Саймону Беллю. en.wikipedia.org
Джеймс Фрэнсис Эдуард, около 1703 года, портрет из Королевской коллекции, приписываемый Алексису Саймону Беллю. en.wikipedia.org

С самого начала сомневались в том, что беременность королевы Марии была от короля. По коридорам дворца и за его пределами с невероятной скоростью распространялись слухи о том, что отцом будущего ребенка является близкий к королеве папский нунций, Фердинадо Д’Адда. Таким образом, когда 10 июня у Марии начались роды, члены парламента, дворяне и простые люди начали собираться вокруг дворца Святого Иакова. Когда король прибыл, Мария спросила его, сообщил ли он о начавшихся родах вдовствующей королеве. «Я послал за всеми», - был его ответ.

За несколько минут 67 человек заполнили родильную комнату дворца Святого Иакова. Вдовствующая королева прибыла со своими придворными дамами, тайные советники и королевские врачи, а также бесчисленные придворные.

Хотя принцесса Анна (дочь Якова II от его первой жены) сама она не присутствовала при родах, она сообщила своей сестре Марии о том, что происходило в те минуты во дворце:

«Когда она [Мария] испытывала сильную боль, король поспешно позвал лорда-канцлера, который подошел к кровати, чтобы показать, что он присутствует, и остальные частные советники сделали то же самое».
При рождении Елизаветы II в 1926 году присутствовал министр иностранных дел. Изображение из открытых источников.
При рождении Елизаветы II в 1926 году присутствовал министр иностранных дел. Изображение из открытых источников.

Когда ребенок Марии Моденской появился на свет, король пригласил членов тайного совета засвидетельствовать законность королевского наследника. Яков II и его жена надеялись, что таким образом они развеют слухи о заговоре, но этого не произошло. Ребенок никогда не стал Яковом III. Несмотря на предпринятые меры, в королевстве распространилось огромное количество всевозможных слухов: что роды были фиктивными, что во дворец тайно принесли чужого ребенка и подменили им принца, что ребенок родился мертвым и был заменен сыном медсестры или каменщика.

В том же году принцесса Мария и ее муж, голландский принц Вильгельм Оранский, триумфально прибыли в Англию и заняли трон, вынудив Якова II оставить трон и страну. Король, королева и их маленький ребенок уехали из Лондона во Францию, но прежде Яков II бросил свою личную королевскую печать в Темзу, в знак того, что он отрекся от престола. В 1702 году принцесса Анна сменила пару на троне, но ей не удалось обеспечить династию наследником: у нее было пять мертворожденных детей, семь выкидышей и пять детей, рожденных живыми, ни один из которых не дожил до взрослого возраста. Множество придворных были свидетелями появления на свет каждого из ее младенцев.

Обычай сохранялся на протяжении последующих двухсот лет. Когда герцогиня Йоркская родила принцессу Елизавету в 1926 году в Лондоне, сэр Уильям Джойнсон-Хикс ждал на незначительном удалении, чтобы выполнить свою миссию, а четыре года спустя Джон Роберт Клайнс отправился в отдаленный замок Глэмис в Шотландии, чтобы наблюдать рождение принцессы Маргариты Йоркской.

Новорожденная принцесса Александра 1936 год. С ее рождением прервалась традиция публичных родов членов английской королевской семьи.
Новорожденная принцесса Александра 1936 год. С ее рождением прервалась традиция публичных родов членов английской королевской семьи.

В последний раз британская монархия соблюдала эту традицию при рождении двоюродной сестры королевы, принцессы Александры Кентской, в 1936 году, поскольку в 1948 году правительство приняло решение, что эта странная традиция является абсолютно устаревшей.

В 2013 году министры спросили тогдашнего министра внутренних дел Терезу Мэй о том, будет ли она выполнять эту роль при рождении принца Джорджа, сына герцогов Кембриджских, на что она напомнила, что неудобная традиция перестала существовать несколько лет назад.

Депутат от Консервативной партии Майкл Эллис спросил:

«До относительно недавнего времени существовала традиция, согласно которой министры внутренних дел присутствовали при королевских родах. Насколько я понимаю, это случилось и при рождении Ее Величества Королевы. Планируете ли вы посетить больницу, следуя этому обычаю? "

Тереза ​​Мэй ответила:

«На самом деле, от министра внутренних дел больше не требуется присутствовать на королевских родах, но я удивлена, что мистер Эллис с его королевскими связями может не знать об этом. Министр внутренних дел должен был доказать, что это были истинно королевские роды и что ребенок не был подменен», - вспоминает он.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.