Найти в Дзене

Библиотечный трэш, часть 6 (тоже сутевая)

И снова, как говорится, мир Вашему дому, дорогие читатели (если таковые имеются)! В этом выпуске мы с Вами продолжим рассматривать содержательные перверсии авторов ушедшей эпохи. В связи с этим особо стоит подчеркнуть, что бесноватости в литературе хватает и сегодня (в социальной сети ВК давно существует отдельный тематический паблик), но я же пишу про то уникальное явление в книгоиздании, которое не может быть повторено в сегодняшних реалиях. Просто потому, что многие вещи с тех пор стали официально зарегулированными. Можно сколь угодно писать однотипные вещи про попаданцев с соответствующими вызывающими названиями и рисовать к ним соответствующие вызывающие иллюстрации, но откровенная обнажёнка или кровавый натурализм на обложках могут явиться поводом для подачи на издательство в суд за нарушение федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»...

Я не имею никакого права, да и желания что-то осуждать или оспаривать, вместо этого предлагаю Вашему вниманию серию книг для детей Романа Канушкина о приключениях Петровича и Патапума:

Цикл "Приключения Петровича и Патапума", издательства "Культурно-коммерческий клуб «!Бекас»" и "АСТ-Пресс", 1991 - 1993 гг. Художник - М. Воцаев
Цикл "Приключения Петровича и Патапума", издательства "Культурно-коммерческий клуб «!Бекас»" и "АСТ-Пресс", 1991 - 1993 гг. Художник - М. Воцаев

Серию выгодно отличает качественное художественное оформление и неординарная писательская фантазия. И, как Вы уже, наверное, догадались - самой смачной в этой серии была сказка "Император теней". Хотя больше этому произведению подходит определение "ночной кошмар"... Главные герои через портал в виде сундука попадают в иной мир, а точнее - на край Света, где должна состояться финальная битва между силами добра и зла. Добро олицетворяет Светлый Рыцарь, а зло соответственно Император Теней, остановить которого может только некая "золотая сеть". Именно её герои и проносят сквозь весь этот ужасающий мир, а по пути им встречаются различные совсем недоброжелательные персонажи. Исходя из такого описания можно сделать ложный вывод о том, что это - очередная детская фэнтезийная повесть, однако же обратите внимание на проработку образов:

-2
-3

-4

Современные филологи вкупе с детскими психологами сказали бы, что подобные описания и иллюстрации не приемлемы для детей младшего школьного возраста, ибо могут способствовать формированию у ребёнка атаксиофобии, например, и прочих интересных страхов...

Но самый сок растекается в книге, конечно же, ближе к концу, когда Петрович и Патапум при помощи Книги Времён увидели в зеркале Неприкаянных:

-5

Вот здесь уже можно полноценно говорить и о некрофобии.

И безусловно-эпичное появление самого Императора Теней на троне, поддерживаемом вурдалаками:

-6

Такое количество "панк-рока" в книге, рассчитанной на аудиторию 6+ можно объяснить двумя факторами. Во-первых, как я уже говорил, это были очень популярные для того времени образы у всех возрастных групп и их не стремились как-то сгладить или видоизменить, потому что тогда всё это потеряло бы интерес аудитории, которая в то время имела весьма условную дифференциацию по возрастным критериям. Идея рыночной экономики как раз и восходит к наибольшему социальному охвату, и если что-то интересно ребёнку, то также должно вызывать схожий интерес и у взрослого. Чаще, конечно, это правило работало наоборот в 90-е... Во-вторых - соавтором этой вселенной был музыкант и ведущий, лидер группы "Ва-Банкъ" - Александр Ф. Скляр. Хоть он и не принимал непосредственного участия в создании последних двух книг, его вклад заключается в формировании изначальной атмосферы серии и её горизонтов.

Чтобы Вы не обвинили меня в некоей предвзятости, пристрастности и вдобавок - однобокости - рассматриваемого материала, мол, я только ностальгировать могу по ушедшему времени и его информационному пространству, предлагаю на Ваш суд брошюру Геннадия Дмитриевича Забродина и Бориса Александровича Александрова "Рок. Искусство или болезнь" (раз уж упомянул музыку и музыкантов):

Издательство «Советская Россия» Госкомиздата РСФСР; Москва; 1990
Издательство «Советская Россия» Госкомиздата РСФСР; Москва; 1990

Уже из названия понятно, под каким углом зрения авторы рассматривают ВСЮ рок-музыку. И, в принципе, можно даже догадаться, к каким они приходят выводам: рок вреден для советского человека. Такой позицией никого нельзя было удивить в середине XX-го века, во время холодной войны. Рок-н-ролл позиционировался тогда в Советском Союзе, как очередная опухоль больного капиталистического мира, и ей не было места на здоровом пост-революционном теле Страны Советов. Однако, с течением времени, стало очевидно, что эта музыка прочно засела абсолютно во всём мире вне зависимости от политики и идеологии. В конце концов в Советском Союзе вынуждены были признать увлечение рок-музыкой на бытовом и профессиональном уровне (которую всё же переименовали в "бит-музыку" и даже сняли документальный фильм "Шесть писем о бите", рассказывающий про деятельность групп 70-х годов - "Машины Времени", "Рубиновой Атаки" и "Високосного лета").

Но, вышеупомянутая брошюра снова пытается вернуть дух времени культурологических барьеров уже фактически на обломках стремительно разваливающегося государства:

Мы привели всего три истории. Могли бы больше. Но читатели, видимо, уже догадались: во всех случаях изменения в психике были связаны с увлечением рок‑музыкой. В этом сомнений нет. Можно рассуждать о том, что тут первично, а что вторично. Довел ли ребят рок до психического расстройства или, будучи людьми с неустойчивой, слабой психикой, они выбрали соответствующую их состоянию музыку. Как бы то ни было, ухудшение произошло под воздействием рока.
Обследуя поклонников рока, особенно тяжелого, «металла», неизбежно сталкиваешься с отклонениями в их поведении. Они плохо подчиняются командам, их реакции заторможены. Им словно приходится преодолевать какую‑то преграду внутри себя, прежде чем сделать то, что надо. А это значит, что они непригодны к военной службе: армия насыщена техникой, требующей четкой реакции. Не по каким‑то дискриминирующим признакам, а просто по здоровью «закрыты» для них и некоторые производства.

Или вот ещё прекрасный пассаж:

Целый ряд специалистов и у нас в стране, и за рубежом относятся к року серьезно и жестко. Так, западногерманский профессор Г. Раух пришел к выводу, что определенные виды, развлекательной музыки должны быть отнесены к сильным раздражителям нервной системы, поскольку вызывают выделение так называемых стресс‑гормонов, которые «стирают» часть запечатленной в мозгу информации. Человек не просто забывает что‑то из того, что с ним было или что он изучал. Он умственно деградирует.
Подобный диагноз – не только медицинский, но и социальный – отчасти подтверждается и нашими, отечественными, исследованиями. Например, возьмем данные столичной службы социально‑психологической помощи. Мы говорили, что 5–7 процентов обследованных участников неформальных групп должны состоять на учете в психоневрологических диспансерах. Но среди хиппи и металлистов ребят с психическими отклонениями заметно больше, чем среди представителей других неформальных объединений.
По отдельности все эти факты, возможно, не вызывают беспокойства. Но, взятые вместе, они не могут не настораживать. Пытаясь найти определение тому, что же получается из человека под воздействием рок‑музыки, специалисты предлагают ввести новый термин – музыкальный наркоман. Поначалу он нес по большей части идеологический смысл, а теперь все шире входит в «чистую» медицинскую практику.
Ряд американских медиков говорит однозначно: «Рок не является безобидным времяпрепровождением, это – наркотик, более смертельный, чем героин, обрывающий жизнь нашей молодежи».

То есть, с позиции сегодняшнего дня, мы уже давно имеем представление о том, что рок-музыка - это просто определённая форма раздражителя для слухового и зрительного анализаторов. Люди с лабильной организацией психики больше подвержены стимулирующему воздействию такой музыки, тем более, если их личность имеет сложные акцентуации, которые в дальнейшем, могут перейти в пограничные расстройства. Но утверждать, что рок является основным фактором в подобном психопатологическом процессе, как по мне - голословно. По такой же схеме можно обвинять Сэлинджера и его "Над пропастью во ржи" в том, что он пагубно повлиял на Марка Чэпмена, застрелившего Джона Леннона (о похожем случае - ниже). Тем более, что в данной брошюре нет ни одной ссылки на какой-либо источник!

А вот, собственно, и вывод:

Например, один из поклонников ансамбля «Эй Си/Ди Си» под влиянием песни «Колокол ада» застрелил шестнадцать человек. Песня того же ансамбля «Путь в ад» спровоцировала целый цикл убийств. Песни ансамбля «Блэк Саббат», посвященные теме умопомешательства, обернулись несколькими самоубийствами. Пятеро поклонников «Эй Си/Ди Си» отправились танцевать в парк под записи любимых музыкантов. Войдя в состояние психоза, четверо связали пятого, положили его на скамейку и стали в ритме песен втыкать в него ножи…
Подобных примеров на комиссии было приведено множество. И вывод, к которому она пришла, однозначен: рок‑музыка катастрофически влияет на нравственность молодого поколения Америки. Однако какие‑либо запретительные или ограничительные меры комиссия не приняла. Почему? Посчитали, что это противоречило бы демократическим свободам, гарантированным Конституцией. К тому же не будем забывать, что рок – дело выгодное. Связанный с ним бизнес ежегодно получает около четырех миллиардов долларов чистой прибыли. Не в американских традициях мешать людям делать деньги. Но и к демократическим свободам не будем относиться с предубеждением, бытовавшим еще недавно в нашей стране. Комиссия рассудила, что запретами не поможешь. И опыт это подтверждает. Пробовали уже подержать Америку на «сухом законе» – и отказались, поскольку не смогли совладать с самогоноварением и контрабандой спиртного. Запрет рока обернулся бы контрабандой грамзаписей из иных держав – только и всего. Лучшее, что можно противопоставить року, – профилактические меры: объяснять, объяснять, объяснять. И свои выводы комиссия не стала держать под спудом, а предала широкой огласке с помощью средств массовой информации. Дальше, уважаемые граждане, решайте сами.
Приемлем ли такой опыт для нашей страны? Нам думается, вполне. Правда, на государственном уровне практического интереса к проблемам рока пока, увы, не проявляют. Единственный реальный выход, который нам видится, это с помощью средств массовой информации вести серьезный разговор о проблемах рока. Не запрещать его, не «крутить руки» рокерам и их поклонникам. Нужно спорить, нужно доказывать, опираясь на факты, а не на эмоции. В споре далеко не всегда рождается истина. Обычно она рождается после спора – на основе осмысления новых идей и фактов.

После такого эпичного завершения мне больше нечего добавить...

В новой части библиотечного трэша мы с Вами продолжим содержательную линию и остановимся на одном знаковом для того времени писателе...

P.S.: Извините, что так много слов, но не быть же и мне голословным?

Библиотечный трэш, часть 1

Библиотечный трэш, часть 2

Библиотечный трэш, часть 3

Библиотечный трэш, часть 4

Библиотечный трэш, часть 5