Найти тему
Наталья Баева

Вечно современный Макиавелли.

Это было тогда, когда Италии ещё не было. А было на её территории несколько государств, которые яростно враждовали между собой, собирали армии наёмников, подкупали правителей , искусно травили тех, кого подкупить не удавалось...
При этом Генуя, Венеция, Флоренция гордо именовали себя республиками. Народовластие? Да ни в коем случае! Власть делили представители знатнейших семейств, если им удавалось хоть как - то договориться. А если НЕ удавалось? Тогда власть не давали, а БРАЛИ. Так, как во Флоренции её взял могущественный клан Медичи.
За влияние на умы и сердца сограждан с ними соперничал только Джироламо Савонарола - монах, призывающий вспомнить о заветах Христа.

И за этой "игрой престолов" увлечённо наблюдал молодой патриций
Никколо Макиавелли.

-2

В 1494 году он занял скромный пост секретаря Второй канцелярии (Министерства внутренних дел Флоренции), и несколько лет имел возможность изучать механизм власти изнутри. Будучи послом при дворе Чезаре Борджиа, изучив характер этого врага Флоренции, Макиавелли нашёл, что именно этот герцог близок к идеалу правителя. При том, что непросто было, не покривив душой, сказать что - нибудь хорошее о моральных качествах всех Борджиа вообще, а Чезаре - в особенности.

Так
неужели хороший человек и хороший государь - это не одно и то же? Неужели талант правителя - это прежде всего холодный расчётливый ум? А как же все остальные добродетели?! Вглядываясь в современных ему правителей (а довелось лично познакомиться с Людовиком Двенадцатым, с Максимилианом Габсбургским), Макиавелли не может не мечтать о способе правления, который не зависел бы от случайностей на троне - о республике. Настоящей. Управляемой волей всего населения.
И не просто мечтал, а доказал неэффективность наёмной армии, и добился создания ополчения и милиции. Это был день его триумфа, когда Собственная Армия Флоренции промаршировала по городу! Мечта о настоящей независимости Республики, казалось, близка!

Тогда ещё Макиавелли гнал от себя мысли о том, что народовластие везде, где только его удавалось добиться, продолжалось... только пока было живо поколение, его установившее.

А сейчас воля населения требовала прекращения междоусобиц. Способ был только один: отдать разрозненные государства и княжества под верховную власть Римского папы. Объединить.
Теократия, религиозное государство, конец всякой свободе мысли?! Что поделаешь, если из многих зол приходится выбирать меньшее!
И действительно, Папа Юлий Второй покончил со всеми республиканскими институтами и "пережитками". И это был конец карьеры Никколо Макиавелли.

Тюрьма, пытки... от него добивались добровольного признания в заговоре против Медичи. Не добились, но к смерти приговорили. Спасла родня, собрав крупную сумму, деликатно именуемую "залогом".

Пришло время осмысления. В провинции, в глуши Макиавелли пишет книгу, которой предстоит уникальная судьба: её будут штудировать все правители, и все, кто только ещё собирается править.
"Государь".

-3

Убеждённый республиканец пишет книгу о единовластии. О монархии. Потому что именно при единоличном правлении имеют значение личные качества государя. Потому, что монархия может быть лучшим способом правления, если государь - лучший из людей.
Интересно, что вопроса о божественности, и следовательно неподсудности государя Макиавелли даже и не ставит, ведь чехарда на итальянских престолах сделала монархов, фактически, выборными! Не так уж мало государей достигло своего положения "в силу благоволения сограждан".

"Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда хуже старого". Потому что новый озабочен сохранением власти, а самый очевидный способ её сохранения - подкуп верхушки. В результате чего верхушка теряет связь с народом, народ же не получает ничего, кроме новых поборов и притеснений.

Самое разумное, чем можно укрепить власть - присоединить новые территории. Но не путём завоеваний, а путём создания новых колоний. Опираться же следует на людей свободных и просвещённых, пусть даже поначалу это будет небольшой слой населения (дворянство). И
непременно заручиться поддержкой образованного слоя, покровительствуя наукам и искусствам.
А народ ни в коем случае не раздражать, не создавать поводов для недовольства. Это несложно: ведь
народ вполне доволен, когда работает на себя.

Не получается действовать только убеждением - действуй оружием. Но, казнив противников своей власти, не разоряй их семейств, не создавай себе лишних врагов. Ибо люди устроены так, что скорее простят смерть отца, чем потерю имущества.

Надо ли добиваться народной любви? Непременно. Вопреки расхожей поговорке "На народ надеяться - что на песке строить".
Это верно лишь для частных лиц: как бы ни превозносила толпа очередного кумира, но окажись кумир в опасности (арест или угроза убийства) - поклонники о нём быстро забудут.
Но
толпа превращается в народ, когда в народе ищет опоры государь бесстрашный, не падающий духом в несчастье, не упускающий приготовлений для обороны, умеющий вселить мужество в окружающих.
О его действиях будут судить по результату, и когда он победит - никто его не спросит о цене победы.

А если стоит выбор между любовью и страхом - стоит предпочесть страх. Потому что люди склонны забывать добро и пренебрегать долгом благодарности, а страхом пренебречь невозможно.

Вообще же лучшая власть та, которой не замечают. Хуже - если боятся. И совсем плохо, если смеются.

Обязан ли государь быть совершенством? Хотелось бы, но Макиавелли - реалист. Ни один человек не совершенен. А вот ВЫГЛЯДЕТЬ совершенством,
выглядеть сострадательным, верным слову, милостивым, искренним и благочестивым он обязан.

А если правитель не притворяется, если он и в самом деле прекрасный человек?
Для гуманиста долг - самосовершенствование, для частного человека - сохранение чести. А
каков долг государя?
Достижение цели! И эта цель - благо государства.

Увы! Лучшие человеческие качества могут помешать. Будешь лелеять свою порядочность - найдут, кем тебя заменить.

Вот например подкуп - это бесчестно? Конечно. Но подкуп вражьего военачальника сохранит многие и многие жизни. Так может ли пренебречь такой возможностью государь, которому судьба его солдат не безразлична?

Казнить заговорщиков - это жестоко? Конечно. Но закрыть глаза на заговор и дождаться открытого бунта - это поставить под угрозу, быть может, само существование государства.


Вглядываясь в историю, Макиавелли припоминает нескольких государей, которые не смогли "переступить через кровь", выбирая из многих зол - меньшее. Все они плохо кончили, кроме одного только Марка Аврелия.

-4

Этот император - философ для итальянцев - идеал правителя и человека. Но ведь он умер своей смертью лишь потому, что сын не успел его убить! Единственным грехом Марка Аврелия современники считали то, что он оставил в живых негодяя Коммода. Сын пустил прахом все начинания отца...

Опорой может быть и армия, но лишь в том случае, если армия - часть народа, из народа формируется - и в народ возвращается. Иными словами - только призывная. Союзнические армии бесполезны, а наёмные - прямо вредны: в мирное время ведут себя хуже неприятеля, а в военное просто... разбегаются: никакое жалование не кажется им достаточным, чтобы за него рисковать головой.
"Лишь та война справедлива, которая необходима, и лишь то оружие священно, на которое единственная надежда".

Значит, лучший правитель - одновременно Лев и Лиса?! Сочетание несочетаемого.

Но кто же из современников способен спасти гибнущую в междоусобных раздорах Италию?! Как ждёт страна своего избавителя, с какой любовью приняла бы его!

***
"Цель оправдывает средства" - вот и всё, что вынесли из этой книги иезуиты. Но ведь сам Никколо Макиавелли был человеком безупречно честным.
Его книга и стала научно добросовестным исследованием состояния общества и природы власти. Краеугольным камнем будущей науки - СОЦИОЛОГИИ.

Проделаем мысленный эксперимент: вместо слов "государь", "правитель" подставим реальные имена. И что же мы увидим?!
Книга мыслителя из шестнадцатого века явно была настольной для правителей (королей, царей, президентов, генсеков) на протяжении четырехсот лет! Не для всех, конечно, а только для "способных понять открытое другими". Ставить цель - двигаться к ней - и достигать.