Приветствую Вас друзья!
Сегодня поговорим об одном из самых трагических былинных героев наши преданий.
Человек, чье бахвальство и хмельная бравада привела к печальным последствиям. Однако не стоит рубить с плеча и обвинять сей собирательный образ в непотребном поведении, так как былины – это способ и воспитания тоже. И на данном примере многие слушатели получали урок и науку.
Итак, существует, как минимум три былины об этом богатыре в которых он является главным персонажем. Это: Дунай Иванович и королевна, Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем и Дунай Иванович — сват. Все три былины являются по сути одной историей, разбитой для удобства на три части.
Для удобства я их расположил в более правильной, на мой взгляд, хронологии.
Часть первая.
Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем
По сути своей является просто описанием боя между двумя богатырями. Добрыня Никитич, совершая прогулку в поисках применения своей богатырской силы натыкается на шатер посреди поля. Провоцирующая надпись не влезай-убьет, в оригинале:
"А еще кто к шатру приедет, – дак живому не быть,
А живому тому не быть, прочь не уехати".
Добрыню не только не останавливает, но и напротив только раззадоривает. В шатре только бочка с зеленым вином на которой стоит небольшая серебряная чарочка в полтора ведра, да кровать. Ну, простое такое убранство обычной холостяцкой однушки шатра. Добрыня с дороги, выпил три чарочки, да и устроил дебош с выносом мебели. Благо никого рядом не было. В итоге заснул младенческим сном на кровати посреди поля. Спустя некоторое время приезжает хозяин однушки шатра, сам Дунай Иванович. Видя масштабы разрушений и придя в ярость от разодранного шатра и растоптанной бочки с вином, смятой серебряной чарочки, хотел спящего Добрыню зарубить. Но рассудив, что в убийстве спящего нет ни благородства, ни чести разбудил оного дабы дать поучительную взбучку. На все претензии к потере имущества Добрыня заявил, что не надобно было писать провокационные надписи, даже с целью защиты от хулиганов и малолеток. В общем бились они три дня и три ночи, и никто не мог друг друга одолеть. К счастью мимо проезжали Илья Муромец с Алешей Поповичем и Потык Михайло Долгополовичем. Услыхав, что где-то рядом идет нешуточный обмен мнениями, поспешил узнать в чем причина и по возможности принять активное участие. Однако узнав, чем дело не стал применять карательные меры осуждать какую-либо сторону, а направил их на суд к князю Владимиру в Киев.
Княже подробно выслушав противоборствующие стороны и пожурив Добрыню посадил в погреба да под замки Дуная Ивановича. Что бы не повадно было всякие надписи писать, да добрых молодцев провоцировать.
"И за это Дунаюшко ты не прав будешь;
И зачем же ты пишешь со угрозами?"
А посадили Дуная во темный погреб же
А за те же за двери за железные,
А за те же замочики задвижные".
Часть вторая.
Начинается все с того, что князь Владимир после пира, посмотрев, что все приближенные молодцы поженились, а красны девицы все повыходили замуж, и только он один не женат ходит, тоже решил срочно жениться. Что ж, жениться так жениться, но на ком? Встал вопрос в выборе первой леди. Тут Дунай Иванович, внезапно оказавшись рядом, и посоветовал князю Апрасинью, дочь Литовского короля Семена.
"Жил я за морем за синиим,
У Семена, царя Лиховитого,
Жил у него целых три́ года"
Князь Владимир не откладывая засылает Дуная Ивановича сватом в Литву. Дунай выбрал себе в сотоварищи по такому случаю Добрыню Никитича и Алешу Поповича. По другой версии только Добрыню Никитича.
Так как Дунай раньше был на службе у Литовского короля, то выбор Дуная в качестве свата более чем логичен. Хотя по сюжету, король видимо не особо к нему расположен, или прежняя служба Дуная не была им положительно отмечена, так как по прибытию Дуная заключают в глубокие погреба. Скорее всего идет отсылка к тайной любовной связи Дуная и другой дочери короля - Настасье, которая сама не хуже любого богатыря в ратном деле. Когда-то в былые времена она спасла Дуная от неминуемой гибели, выкупив его у палачей, и отправила в Киев.
Хотя, исходя из самого текста былины, само прошение в жены младшей дочери у короля было не очень дружелюбным. Но, может тогда так принято было?
"Говорит ему Дунай сын Иванович:
"Ты добрам отдашь, мы добром возьем,
А добром не отдашь, мы бое́м возьмём,
Великой дракой-кроволитием".
Не мудрено, что после такого прошения Дуная и поместили в заключение.
Однако, Добрыня Никитич, который остался при конях в корне не согласен с королевским притеснением, освобождает Дуная из погребов, попутно разъясняя королевской дружине приемы ближнего боя с мечом и раздавая бесплатно уроки богатырского самбо. Ну, богатыри – сами понимаете. Король, естественно, осознает свою неправоту и быстро преобувшись соглашается отдать свою дочь за Владимира. Хотя возможно он и не противился оному. А заключения Дуная в погреба было его личной местью к Дунаю, как знать.
Часть третья
Настасья, сестра Апраксы, поджидает свадебный обоз на дороге и будучи сама паленицей, то бишь, девой-воительницей вступает инкогнито в схватку с Дунаем. Ну и соответственно проигрывает, думаю план и был изначально такой. Дунай же узнав в своем побежденном противнике свою давешнюю любовь, вновь возгарается страстью и зовет Настасью в Киев, где они и сочетаются законным браком под перезвон колоколов и благословение князя Владимира.
Правда следует особо отметить, что есть еще версия, в которой не Настасья была суженной Дуная, а Авдотья. И не боролась она в поединке с Дунаем, а точнее защищалась от прямого надругательства. Но все попытки были тщетны.
"Дунай пошел во черной шатер —
Двери в шатре были заперты и заложены.
Дунаю это не поглянулося:
Очи ясные его да помутилися,
Белы руки его да распросталися,
Рванул двери он шатровые —
Сорвались все крючки-петельки.
Завидел он: спит паленица, разметалася,
Не мог утерпеть тогда доброй молодец:
....................
....................
Утешился удалой доброй молодец —
....................
Проснулася тогда красна девица,
Глянула на удал добр молодца:
"Просмешники Дунай да сын Иванович,
Надсмеялся надо мной, да красной девицей,
За это примешь суд от царя и от Бога.
Ты засеял мне, может, три отрока —
Куда топерь я деваюся?"
Говорит Дунай сын Иванович:
"Уж ты ой еси, Авдотья дочь Семеновна!
Повезу я тебя да в стольной Киев-град".
Согласитесь, что такая версия не очень приглядна образу богатыря? Да и в конце он убивает Авдотью и вспарывает ей живот. Страхи одним словом. Но, что есть, то есть…
Но, вернемся к более «романтической» версии. В стольном граде Киеве свершается сразу две свадьбы
"В стольном было городе во Киеве
Ласковый Владимир князь венчается
Со прекрасной со Апраксьей королевичной,
Tихий ли Дунаюшка Иванович
С большею сестрицею венчается,
С молодой Настасьей королевичной".
Хотя и здесь буйный нрав Дуная не приводит ни к чему хорошему. Подвергшись действию горячительных напитков Дунай Иванович бохвалится, что нет ему равных в силе богатырской. Да, видимо так жалобно на это сетует, что Настасья ему начинает перечить. Мол, у вас хоть тут хоть и богатыри, но и я не простая девица, и нету тут среди вас, равной мне по меткости и снайперского боя из лука. И в доказательство кладет Дунаю серебряное кольцо на голову и метким выстрелом доказывает, что ее слова в отличии от мужниных не пусто брёх. Дунай же, видимо, не являясь сторонником фиминизма, а тем, паче не желая насмешек и подколок от коллег по цеху дерзает совершить тоже самое и доказать, что он в доме хозяин и все такое…
Финал трагичен. В кольцо естественно он не попадает, но попадает супружнице в голову, тем самым убивая ее. Хотя перед самой кончиной она признается, что беременна супеменом чудесным младенцем:
"по коленца ножки в серебре,
по локоточки рученьки в золоте,
на головушке по косицам звёзды частые"
Дунай же осознав степень своего поступка и не в силах смириться содеянным бросается на свою саблю и умирает рядом со своей женой.
"Там от крови от её напрасной
Протекала быстрая Настасья-реченька;
А где пал головкою ясен сокол,
Там от крови от Дунаевой
Протекла сланная Дунай-река;
На две струйки речки расходилися,
Во одно место опять сходилися,
Выростало тут два деревца кипарисных
Во одно место верхушки совивалися
Веточки со веточками соплеталися:
Малы дети идут — набалуются,
Молодые идут — надивуются,
Стары люди идут —
понаплачутся".
Наглядный пример к чему может привести невоздержанность и гордыня. Былины, на то и былины, что являлись не только сказаниями о величии героев, но и об их падении. И поучением для последующих поколений.
Вот такие дела, уважаемые читатель. Очень поучительно и трагично. Надеюсь я не утомил вас. Спасибо, что дочитали! Ваши лайки, как бользам на душу. Подписка приветствуется, а в комментариях можно обсудить, высказать свое мнение и расширить сознание тему. Спасибо!