Найти в Дзене

Будущее рынка устойчивого финансирования в РФ: банки формируют рынок

Несмотря на пандемию, 2020 год оказался успешным для российского рынка финансовых инструментов устойчивого развития. В конце года объем рынка, по оценке агентства «Эксперт РА», достиг 126 млрд рублей. При этом Россия все еще сильно отстает от Запада как по объему, так и по сложности рынка. Только в Европе, согласно реестрам ICMA и CBI, было размещено выпусков на 490 млрд долларов. Анализ ESG-практик в реальном и финансовом секторах, проведенный агентством среди рейтингуемых компаний, показал, что определять ESG-повестку в России в ближайшее время будут банки.

Банки активно внедряют бизнес-цели, связанные с ESG-метриками, они непременно будут стимулировать заемщиков внедрять практики устойчивого развития, а также финансировать такие проекты. Формированию устойчивого спроса на ESG-продукты и возникновению эффекта Greenium (готовности инвесторов платить премию за зеленые инструменты по сравнению с обычными) также помогут УК, которые запускают фонды для ответственных инвесторов. Мы ожидаем, что к концу 2021 года состоятся размещения не менее десяти выпусков зеленых и социальных облигаций, а объем рынка достигнет 250 млрд рублей.

Год дебютов

2020-й стал для рынка ESG-инструментов годом успешных дебютов. Так, впервые были выпущены бессрочные зеленые облигации, социальные и евробонды, а также зеленые облигации по новым, более жестким правилам. В 2020 г. и начале 2021 года в общей сложности состоялось девять новых выпусков облигаций, верифицированных не только в соответствии с принципами ICMA и методическими рекомендациями ВЭБ.РФ, но и по измененным правилам листинга Мосбиржи на общую сумму 134 млрд рублей. Пока по целевому использованию лидером устойчивого рынка является чистый транспорт (76%), а также расширение социально-экономических возможностей населения (15%). Устойчивый эффект Greenium в России пока не возник, однако оказать влияние поможет господдержка.

Несмотря на видимую оживленность эмитентов в верификации облигаций, 80% российских компаний из реального сектора пока не воспринимают всерьез ESG-практики. Вместе с этим почти треть крупнейших банков уже ввели KPI на ESG-метрики в своих кредитных и инвестиционных процессах. К концу года доля таких кредитных учреждений достигнет 50%, что значительно ускорит процесс ESG-трансформации. Одновременно с этим 17% УК из топ-15 также ввели ESG-оценки эмитентов в своих инвестиционных политиках, еще 30% планируют утвердить в этом году. Некоторые из них уже запустили ESG-продукты в виде ПИФов, что будет явно способствовать формированию класса ответственных инвесторов.

Пока без правил

Из-за отсутствия четких правил игры к эмитентам и верификаторам предъявляются повышенные требования, что формирует качественный рост рынка. Поэтому компаниям следует оценивать проекты тщательно, имея в запасе дополнительные «зеленые» или «социальные» признаки, а также обращаться за верификациями к рейтинговым агентствам, у которых есть необходимый инструментарий для анализа и контроля качества процедур. Надзор за их деятельностью станет гарантией надежности и соблюдения всех правил оценки, а инвесторам будет обеспечена уверенность в выданных second-opinion. Мы прогнозируем на рынке устойчивого финансирования скорейший переход количественных изменений в качественные: появление новых выпусков и эмитентов поможет наладить диалог с регуляторами, что позволит разработать меры поддержки процесса. Но даже сейчас, фактически без официального содействия государства, крупные компании будут идти в ESG-тренде, что соответствует лучшей практике и востребовано европейскими инвесторами и контрагентами. Также мы видим большой потенциал региональных ESG-облигаций из-за растущих бюджетных расходов на социальные и экологические проекты.

ESG-инструменты: первые успехи

Прошлый год стал отправной точкой развития российского рынка устойчивого финансирования, несмотря на то, что первый выпуск зеленых облигаций состоялся еще в 2018-м. В 2020 году произвело первый выпуск бессрочных зеленых облигаций ОАО «РЖД», социальные облигации выпустило ООО «СФО Социального развития». Уже в этом году состоялся первый выпуск социальных еврооблигаций ПАО «Совкомбанк». Эффект впечатляющего роста (112 млрд рублей за счет восьми новых выпусков) стал заметен только сейчас, при том что пандемия в этом смысле не только не стала препятствием для России и всего мира, а, напротив, способствовала популяризации выпусков социальных облигаций, направленных на финансирование расходов здравоохранения и образования.

Россия: где мы?

Несмотря на бум 2020 года, Россия пока выглядит отстающей по сравнению с мировыми лидерами — как по объему, так и по диверсификации целевого использования. На текущий момент российский рынок составляет всего 2 млрд долларов, тогда как международный перевалил отметку в 1 трлн долларов. По целевому использованию лидером на российском устойчивом рынке является чистый транспорт (76%), а также расширение социально-экономических возможностей населения (15%). В то время как в структуре зарубежных размещений 2020 года целевое использование крайне разнообразно: 15% пришлось на возобновляемые источники энергии, 12% — на зеленые здания, по 10% — на доступ к базовой инфраструктуре и чистый транспорт, 9% — на расходы на борьбу с COVID-19 и прочее.

Рынок устойчивых облигаций в России будет продолжать расти и усложняться с точки зрения целевого использования, однако пока только за счет инициатив и ответственности компаний-передовиков. Мы наблюдаем все большее влияние европейских стандартов на крупнейших российских экспортеров при соблюдении ими лучших мировых практик, что необходимо для полноценной работы на рынке капитала и с иностранными контрагентами.

Особенности национальных стандартов

Сейчас рынок эмитентов облигаций сильно концентрирован несколькими компаниями, однако мы видим высокий интерес со стороны крупных корпораций, у которых уже есть ESG-рейтинги и которые прошли верификацию облигаций от международных верификаторов. Вместе с этим после введения требований для попадания в СУР Мосбиржи на основе стандартов эмиссионной документации Банка России будущие эмитенты сталкиваются с проблемами технического характера. Национальные стандарты обязуют верифицировать проект, что отличается от западной практики и формулировок принципов ICMA, предполагающих верификацию облигаций, и создает невыполнимые условия для эмитентов. В частности, в случае выпуска банком для рефинансирования в качестве проектов выступает реестр из конкретных выданных кредитов, который был проверифицирован на момент размещения. Однако если кредит погашается досрочно, то формально это может трактоваться как нарушение целевого использования, что дает основание для досрочного погашения облигаций. Решением этой проблемы может стать добавление мотивов для включения в СУР не только на основании верификации проектов по стандартам эмиссионной документации 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг», но и верификации облигаций по принципам CBI и ICMA.

На фоне роста рынка облигаций сегмент зеленого и социального кредитования также начал свое развитие. Почти половина рейтингуемых нами банков из топ-20 отмечают, что уже имеют на своих балансах зеленые, социальные и синдицированные ESG-кредиты. Однако эти данные пока не проходили верификацию, и здесь есть потенциал для повышения прозрачности. Уверены, что верификация зеленых и социальных кредитов появится и будет также востребована — это существенно облегчит диалог с государством и поможет повысить ESG-рейтинги.

ESG-повестка — это всерьез?

Корпораты еще не созрели, но банки ускорят процесс. Мы провели ESG-опрос среди рейтингуемых нами компаний из реального сектора, банков из топ-20, а также УК из топ-15. Мы спрашивали у компаний, есть ли у них стратегии устойчивого развития, экологическая политика и политика корпоративной социальной ответственности. Мы узнали, кто использует ESG-оценку заемщиков и эмитентов и имеет в структуре активов инструменты устойчивого развития, а также выяснили, у кого есть рейтинги ESG и кто планирует их получить. По результатам проведенного опроса мы

видим, что ESG-трансформация в России уже началась. Среди реального сектора наиболее продвинутыми остаются крупнейшие компании-экспортеры, которые финансируются на западных рынках. У них есть утвержденные стратегии устойчивого развития, экологическая политика и политика корпоративной социальной ответственности, а также рейтинги ESG от разных агентств и верификаторов.

Однако подавляющее большинство, к которому не предъявляются иностранные требования, не воспринимают ESG-принципы всерьез. Пока только 4% компаний ввели в свою повестку утверждение этой стратегии.

Опережающая ESG-трансформация

Вместе с тем треть крупнейших банков уже внедрили в кредитный процесс ESG-оценку заемщиков, еще 20% планируют. Это свидетельствует о том, что в краткосрочной перспективе каждый заемщик будет тестироваться на приверженность ESG-принципам и наличие соответствующих внутренних процедур. Финансовые институты также применяют ESG-подход к выбору инструментов в инвестиционном процессе. Доля крупнейших банков, у которых будут утверждены KPI на инвестиции в устойчивые инструменты, к концу года достигнет 40%. Это создаст дополнительный спрос на зеленые и социальные облигации на финансовом рынке. Опережающая ESG-трансформация в банковской системе может усложнить доступ к ликвидности компаниям из реального сектора, которые не уделяют достаточного внимания принципам устойчивого развития. Внедрение ESG-оценки заемщика крупнейшими банками, обладающими значительными финансовыми ресурсами, приведет к неизбежному формированию и введению принципов устойчивого развития в компаниях из реального сектора. В свою очередь введение KPI на ответственные инвестиции послужит стимулом для будущих эмитентов. Вместе с этим распространенность принципов PRI (принципы ответственных инвестиций ООН) и их публичное принятие российскими УК стимулируют компании из этого сектора вводить ESG-фильтры в свои инвестиционные политики. Это окажет влияние на эмитентов и даст уверенность клиентам в устойчивости инвестиции. Сейчас пока только 17% из рейтингуемых нами УК имеют такие оценки эмитентов, мы прогнозируем, что к концу года их доля достигнет 50%. Вместе с этим более трети УК отмечают спрос на инструменты устойчивого финансирования в рамках индивидуального доверительного управления. Это объясняется тем, что поколение миллениалов и зуммеров вошло в инвестиционный возраст. В связи с этим уже четыре УК из топ-15 создали ESG-продукты в форме ПИФов для розничных инвесторов. Мы надеемся, что за счет участия государства и увеличения количества ответственных инвесторов в России возникнет эффект Greenium, как это уже произошло на Западе.

В ближайшее время именно банки будут основной движущей силой ESG-трансформации. К ним присоединятся УК, которые помогут сформировать класс ответственных инвесторов, заинтересованных не только в доходности, но и в этичности инвестиций. Развитию рынка устойчивых финансов поможет создание и распространение ESG-индексов, провайдером которых планирует выступить «Эксперт РА».

Высокая планка и риски greenwashing

Учитывая начальную фазу развития рынка и низкую базу, ко всем участникам инфраструктуры сейчас предъявляются повышенные требования в части оценки и верификации проектов. По мере увеличения рынка инвесторы все детальнее будут проводить анализ целевого использования средств и Framework-эмитентов, как это происходит сейчас за рубежом. Уже сейчас стоит задать высокую планку качества, чтобы избежать рисков greenwashing («зелёное отмывание» брендов, продуктов, сервисов) и сделать рынок максимально прозрачным. Эмитентам следует подходить к выбору проектов с запасом «зелености» и социальности, то есть с увеличенным объемом зеленых или социальных признаков, искать верификатора среди рейтинговых агентств. Последние обладают достаточной зрелостью и необходимым инструментарием для анализа и контроля качества процедур, а надзор за их деятельностью со стороны Банка России является гарантией надежности и соблюдения всех правил оценки — все это обеспечивает инвесторам уверенность в выданных second-opinion.

Прогноз на будущее позитивный

От рынка устойчивого финансирования мы ожидаем роста за счет выпусков крупных компаний-эмитентов, которые уже профинансировали или имеют будущие утвержденные проекты «зеленого» и социального

характера. Увеличение количества размещений выведет рынок на новый качественный уровень и благодаря поддержке государства, которая сделает эмитента устойчивого выпуска бенефициаром финансовой помощи. Компании-экспортеры продолжат поддерживать ESG-тренды, поскольку они выполняют требования иностранных инвесторов и партнеров как в части зеленого и ESG-кредитования и размещений, так и в распространении ESG-рейтингов. Озвученные недавно амбициозные планы крупнейшего субъекта РФ Москвы по выпуску зеленых облигаций задаст новый вектор развития устойчивого государственного финансирования и станет ориентиром и примером для других регионов.

Регионы обладают хорошей емкостью для реализации ESG-повестки, так как их социальные расходы и расходы на охрану окружающей среды растут. Выход регионов на рынок устойчивого финансирования, а также сохраняющийся интерес крупнейших корпораций дадут новый импульс для роста и диверсификации среди эмитентов. По нашим ожиданиям, в 2021 году может состояться не менее 10 выпусков зеленых и социальных облигаций, а рынок достигнет 250 млрд рублей.

ESG-рейтинги: пока для имиджа

На сегодняшний день востребованность в ESG-рейтингах остается только у крупных компаний-экспортеров, которые размещаются на Западе, а также получают зеленые и синдицированные ESG-кредиты в зарубежных банках. В России распространенность таких рейтингов мала, поскольку нет закрепленных требований со стороны регуляторов. В этих обстоятельствах получение ESG-рейтинга пока остается имиджевой составляющей. Компании сосредотачиваются на выпусках зеленых и социальных облигаций. Однако если ESG-трансформация банков и институциональных инвесторов будет идти динамично, то можно ожидать, что рейтинг станет обязательным условием для работы и получения кредита наряду с кредитными рейтингами, которые используются и в сферах, где такие требования отсутствуют, например, при участии в тендерах. Мы уверены, что основным стимулом станет именно развитие регулятивной среды, которая будет использовать ESG-рейтинги в формальных требованиях к банкам и другим участникам.

ESG-повестка: новая терминология

Зеленые облигации — облигации, средства от выпуска которых направляются на зеленые/экологические проекты.

Социальные облигации — облигации, средства от выпуска которых направляются на социальные проекты.

Зеленый/социальный титул — указание в решении о выпуске облигаций названия зеленых или социальных, а также в программе облигаций, если в рамках нее осуществляется выпуск.

Эффект Greenium — разница между ставкой по купону зеленых облигаций и классических облигаций того же эмитента, а также разница между ставкой купона и первоначального ориентира при размещении зеленых облигаций из-за повышенного спроса со стороны инвесторов.

ESG-практики — внутренние процедуры и мероприятия, определяющие следование принципам и целям устойчивого развития, утвержденным ООН, в операционной и инвестиционной деятельности.

ESG-принципы — принципы устойчивого развития.

ESG-рейтинг — оценка влияния компании на окружающую среду, взаимодействия с обществом, качества корпоративного управления, выражающаяся в определении уровня соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений.

ESG-трансформация — период внедрения в компании ESG-практик и/или ESG-продуктов.