Найти тему
Иркмотор

8 фактов о необычных гобеленах из конского волоса. Рассказывают бурятские мастера

Оглавление

Это редкое ремесло – плетение из конского волоса. Ныне забытым национальным ремеслом владеют немногие. Самые известные в Иркутской области мастера Ефим и Екатерина Осиповы плетут свои картины в технике гобелен.

Процесс трудоемкий, но получаются настоящие произведения искусства. Их картины хранятся в частных коллекциях по всей России. Среди них и маленькие панно, и огромные картины в человеческий рост с изображением сюжетов из бурятского эпоса.

-2

1. Эскиз для начала

Перед тем, как приступить к изготовлению гобелена, очень много времени уходит на подготовку. Для начала надо создать эскиз. Как говорит Екатерина, порой ее рука сама выводит очертания будущей картины, а затем уже она доводится до совершенства.

— Бывает, что образ приходит. Но начинаешь рисовать, и что-то не нравится. А это имеет большое значение. Если работа нравится, ее выполняешь с упоением. Она в твоих руках как живая. Только руки поспевают. А если не нравится, то лучше сразу от нее отказаться, потому что она будет портить настроение, а вместе с этим и настрой на работу. Начинаю ткать, а затем разбираю. И это вполне естественно.

Процесс изготовления картины исключительно ручной
Процесс изготовления картины исключительно ручной

2. Материал – его всегда не хватает

Основной проблемой мастеров остается сам материал. Так было 10-15 лет назад, проблема не исчезла и сегодня. Конского волоса всегда не хватает. Своих лошадей у художников нет. А жители Усть-Ордынского округа привыкли выбрасывать хвосты и гриву лошадей. И мало кто задумывается над тем, какую редкую пользу может принести этот, на их взгляд, невостребованный материал.

Поэтому мастера сами ищут конский волос по окрестным селениям. Нередко килограммы конских грив и хвостов они покупают на родине Ефима, в селе Хадахан.

-4

3. Обработка хвоста и гривы

Это самый трудоемкий процесс – подготовка материала. К работе его готовят долго. Чистят вручную, используя старые приемы. Волос нужно тщательно промыть, распушить, высушить на солнце, скатать в рулоны и спрясть, подобно пряже, с помощью обычного веретена.

- Ну и, конечно же, запахи, - говорит Екатерина. – Запахи бывают неприятные. Пока не обработаешь, не постираешь, от них не избавиться.

-5

4. Цвет конского волоса

Распределить каждый волос по цветам и оттенкам очень важно. Здесь главное - не ошибиться. Каждый фрагмент в полотне должен иметь свой индивидуальный оттенок.

-6

- Это благородный материал. У него разнообразные красивые цвета и оттенки. Интересно их сочетать и смешивать. Каждый раз они дают другой окрас. И это натуральные цвета, близкие к земле. Спокойные, приглушенные. Особо ценится белый и рыжевато-коричневый цвета. Глядя на них, глаз отдыхает. И работать с ними одно удовольствие.

-7

5. Главный рабочий инструмент

Когда все готово, Екатерина приступает к работе. Здесь ей помогает главный рабочий инструмент – рамка с гвоздями. Ее еще называют станком. На станок крепится готовая нить

- Конский волос – материал капризный, поэтому процесс создания гобелена достаточно трудоемкий. Волос очень жесткий, особенно хвосты. Он впивается в кожу настоящими занозками. И в одежду и тут и там.

Не так давно Екатерине Осиповой присвоили звание «Народный мастер Иркутской области»
Не так давно Екатерине Осиповой присвоили звание «Народный мастер Иркутской области»

6. Сколько времени уходит на работу

Чтобы сплести гобелен из конского волоса, нужно обладать недюжинным терпением. На изготовление большого ковра обычно уходит несколько месяцев. На гобелен 2Х1,2 метра может уйти месяц.

Для изготовления одного гобелена стандартного двухметрового размера нужно 15 килограммов конского волоса.

7. Цена картины ручной работы

Стоят такие произведения искусства недешево: небольшое панно – 3-4 тысячи рублей, ковер размером два на три метра – 30-40 тысяч.

8. Не подвластны времени

Это удивительно, но картины из конского волоса не ест моль, они не выцветают, и даже через сто лет полотна выглядят как новые. То есть они не подвластны времени.

Они не обладают броской и ярко выраженной внешностью, но при этом в них ощущается особая внутренняя сила. Сродни магической. А их мотивы уносят далеко в прошлое, в мир предков и глубоких преданий.

Вот такое необычный вид искусства существует в нашей местности.

Фото Лидии Гергесовой и из архива иркутского дома народного творчества

Друзья, если вам понравился этот материал, ставьте ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ. Этим вы подержите наш канал и не пропустите новые публикации