Найти тему
Просто и Доступно.рф

Несбалансированность бюджетной системы России. Индикативный анализ и предложения на примере Республики Мордовия

Вопрос о сбалансированности бюджетной системы является одним из самых актуальных в современных экономических условиях. Одной из задач государства в области бюджетной политики является создание и обеспечение стабильной бюджетной системы, которая способствовала бы устойчивому развитию экономики государства.

Исходя из этого, весьма актуально будет провести анализ бюджетной системы РФ в области ее несбалансированности системы (в части бюджетных, в том числе ненефтегазовых, дефицитов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Для начала выделим показатели, по которым будем проводить диагностику и анализ

-2

Исходя из данных данной таблицы, можно сказать о том, что в целом по отобранным показателям за анализируемый период наблюдается положительная динамика.

Об этом свидетельствует значительное сокращение дефицита федерального бюджета в 2019 году, и его профицит в 2020 году непосредственно. Между тем, пик межбюджетных трансфертов пришелся на 2019 год, что обуславливает усиление роли региональных бюджетов в общей системе консолидированного бюджета. Уменьшение ненефтегазового дефицита связано в первую очередь с сокращением доходной доли нефтегазовых доходов и задействования альтернативных источников получения дохода.

На основании всего вышесказанного, будет целесообразно выделить основные индикаторы для оценки остроты кризисной ситуации и провести анализ в данной сфере. Это необходимо для того, чтобы определить то, насколько сильно данная угроза оказывает свое влияние на бюджетную систему Российской Федерации в целом.
Отдельно в данном анализе следует выделить и проанализировать индикаторы, которые касаются непосредственно регионального и местного уровня. Для анализа регионального уровня как субъект мы рассмотрим Республику Мордовия в динамике с 2016 по 2020 года.

-3

На основании данных из этой таблицы, можно сделать вывод о том, что в целом бюджет Республики Мордовия за весь анализируемый период характеризуется как дефицитный. Лишь в 2019 году доходы превышали расходы в структуре бюджета.

Такая ситуация говорит нам о том, что Мордовию можно охарактеризовать как дотационный региона, который сильно зависим от поступаемых средств из федерального бюджета. Это несет в себе такую угрозу как высокая зависимость от «центра» как политически, так и экономически.

Исправить такую ситуацию можно лишь путем модернизации и обновления производства. Необходимо заинтересовать бизнес во внедрении инновации, которые могут быть разработаны на таких площадках как, например, Технопарк. Также в силу своих географических и климатических особенностей региону достаточно выгодно развивать сферу агропромышленного комплекса, что в свою очередь приведет к снижению доли зависимости бюджета региона от дотаций из федерального бюджета.

Как пороговое значение нами было принято считать среднее значение индикатора по субъектам, которые входят в Приволжский Федеральный округ.

Также следует отметить, что по состоянию на 2020 год среднее значение доходов в бюджет субъектов составляет примерно 140 млрд. руб. По этому показателю Республика Мордовия находится в зоне «значительного» риска, что говорит о наличии угроз и рискообразующих факторов в данной сфере.

Аналогичное пороговое значение по индикатору расходы в бюджете субъектов Приволжского Федерального округа составляет также примерно 140 млрд. руб. в связи с концепцией бездефицитности бюджета. По этому индикатору также можно сказать, что он находится в зоне «значительного» риска.
Далее будет целесообразным проанализировать структуру местного бюджета города Саранск в разрезе его собственных доходов и расходов в структуре бюджета.

-4

Как можно видеть, на протяжении всего анализируемого периода, бюджет ГО Саранск был дефицитным, что является нормой для столицы дотационного региона. Пороговое значение нашли путем частного от суммы расходов/доходов за 2016-2020 годах.

Получили следующую картину:
округленное пороговое значение для доходов бюджета округа равно 7200000,0. Все индикаторы находятся в зоне умеренного риска-стабильности, что означает, что доходы бюджета находятся в типичном для индикаторов положении, активных мер по изменению ситуации не требуется.

Касательно расходов, можно выделить округленное пороговое значение, равное 7560000,0. Как можно видеть, здесь также все значения находятся в зоне умеренного риска – стабильности. что означает, что доходы бюджета находятся в типичном для индикаторов положении, активных мер по изменению ситуации не требуется.

Наибольший рост доходов и расходов зафиксирован в 2019 и 2020 годах. Это связано с подготовкой и проведением Чемпионата Мира по футболу в городе Саранск.

Для оценки кризисной ситуации было принято взять такой индикатор как доходы бюджета Республики Мордовия, поскольку он находится в наихудшей зоне риска.

Пороговое, фактическое и нормированное значения индикатора отражены в таблице:

-5

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации одним из национальных интересов названо повышение конкурентоспособности национальной экономики. Именно на этот интерес и оказывает влияние рассматриваемая нами угроза. Это проявляется в том, что при образовании несбалансированности в бюджете государства конкурентоспособность национальной экономики резко падает.

Она становится неспособной обеспечивать стабильное развитие, экономический рост, повышение уровня жизни населения и конкурировать с экономиками ведущим стран. Именно поэтому так важно обеспечить сбалансированное состояние в экономике России, ведь нам необходимо становиться одной из развитых стран и начинать занимать ведущие позиции в мировой экономике, ведь потенциал для этого имеется. Необходима лишь грамотная разработка и реализация мер по повышению конкурентоспособности нашей экономики.

После проведенного анализа следует сформулировать ряд необходимых мер для предотвращения анализируемой угрозы.

Меры для предотвращения несбалансированности федерального бюджета.

1. Необходимо увеличивать роль альтернативных источников дохода, уменьшая долю нефтегазовых доходов, и увеличивая доходы от реализации собственной продукции.

2. Необходимость «слезть» с нефтяной иглы – т.е. сделать бюджет независимым от мировых цен на нефть.

3. Улучшение инвестиционного климата. Инвестиции перенаправить на долгосрочные перспективные проекты.

4. Инвестирование в инновационные проекты, в результате которых будет создаваться конкурентоспособная продукция, отвечающая современным требованиям.

5. Перераспределение расходов, в плане снижения приоритета оборонной сферы (в т.ч. расходы на национальную гвардию) в пользу расходов на науку, образование, малый и средний бизнес.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц