Эти споры: где ребёнку лучше: в детском саду или дома, появились недавно.
Раньше женщинам некогда было задумываться. Отпуск по уходу отсидела - вперёд, на работу. А ребёнка - в детский сад. Мест тогда как-то всем хватало.
Потом вся эта неразбериха, недоступность детских садов и рабочих мест привела к неожиданному эффекту. Женщинам удалось осмотреться и тут же разделиться на два лагеря.
Первые обрадовались нежданно свалившемуся счастью воспитывать ребёнка самостоятельно, а вторые не обрадовались, а тут же устали от такого непрерывного общения.
И это понятно. Есть такая теория привязанности Ньюфелда. Если мама сама была всегда в социальных коллективах, то она не знает другого пути. И ребёнок дома становится кошмаром.
Но всё может быть и по другому
Гордон Ньюфелд не так давно, в 1999 году представил свою теорию, в которой показал, что стремление к привязанности - базовая потребность каждого человека. И разбил ее на 6 уровней.
1 уровень. Чувства
На первом году жизни, чтобы выжить, малыш должен быть в непрерывном контакте со взрослым. Он должен если не ощущать его кожей, то видеть, слышать, обонять.
Это самый глубокий уровень привязанности. С кем малыш находится, к тому и будет привязан.
2 уровень. Похожесть
На втором году жизни малыш имитирует того, с кем находится в непосредственной близости. Ему важно быть таким, как они. В идеале ребёнок копирует родителей. Но если его отдали в ясли, кого он будет копировать?
3 уровень. Принадлежность
На третьем году жизни проявляются сильные эмоции ревности и обладания. Моя мама - мама, к которой себя относит малыш. Моя тётя вполне может заменить маму, особенно если проводит с ним больше времени. Так, если ребёнок ходит в детский сад, то с воспитателем он проводит больше времени, чем с родителями. А значит "принадлежит" им. Но может быть ещё хуже. Когда воспитатели часто меняются. В этом случае ребёнок ощущает себя "ничьим" и будет привязан к кому и чему угодно - к игрушке, подружке.
4 уровень. Хорошесть
На четвёртом году жизни ребёнку важно, чтобы он был значим для близких людей. Он стремится быть хорошим, радовать маму, папу... или воспитателя.
5 уровень. Любовь
На пятом году жизни малыш искренне любит близких людей. Он уже может любить на расстоянии. Готов расставаться на некоторое время, но при этом так же желает убедиться, что и его любят, им дорожат.
6 уровень. Познание
Малыш делится своими секретами. Он хочет быть максимально близок с родителями. А вот соврать легко может малозначимым людям. При хорошей воспитательнице ребенок может переложить свою привязанность с родителей на неё. Это психологическая привязанность. Самый глубокий уровень и самый уязвимый.
---
И вот получается, если ребёнок идёт в ясли и сад, то привязанность он будет испытывать к воспитателю больше, чем к родителям. И всё бы ничего, но в 7 лет он пойдёт в школу, где ему нужно будет выстраивать привязанность заново.
Поэтому, как мне кажется, если родители отдают малыша в сад, то должны компенсировать дефицит общения. Но всё же, идеально, если ребёнок воспитывается дома, в любящей семье.