Почти всегда, создавая красоту на своем участке, мы ведем борьбу с естественным ландшафтом. Ведь у нас слишком мало соток, чтобы смириться с наличием сорняков, да и всего лучшего сразу тоже хочется.
Пожалуй, один из самых популярных стилей сада - сад природный. Но и он может быть очень разным. Рассматриваю варианты и интересные находки.
Великие садовники
Не буду уходить слишком далеко в историю, и начну с самого известного популяризатора природных садов садовника Уильяма Робинсона. На его взгляды повлияло движение «Искусство и ремесла», захватившее умы многих архитекторов конца XIX века (я писала об архитектуре в стиле «крафтсман»). Промышленная революция изменила не только подход к архитектуре и дизайну, но и к окружающему ландшафту.
Робинсону претил дизайн сада «по линеечке» и вычурность популярных в те годы французских садов. Выходец из Ирландии, получивший образование в Национальном ботаническом саду в Гласневине (недалеко от Дублина), прославлял природный стиль садов и опубликовал несколько книг. В книге «Дикий сад» он пишет, что нужно поощрять естественное развитие растений, уважать их форму и особенности роста. Он был сторонником создания неформального сада, используя постоянные насаждения из местных и экзотических растений.
Его книга «Английский цветочный сад», опубликованная в 1883 году призывает проявлять индивидуальность и экспериментировать, сочетая самые разные растения между собой.
В своем собственном саду Gravetye Manor он создавал природные ландшафты. Сейчас сад относится к одноименному эксклюзивному отелю и является национальным достоянием Великобритании.
Несмотря на то, что долгое время работы Уильяма Робинсона проигрывали идеям повышенной аккуратности и декоративности, его труды оказали огромное влияние на сады многих поколений садовников и ландшафтных дизайнеров Великобритании. Под его влиянием были сделаны сады Хергеста Крофта, Эмметтс Гарден и Киллертон.
Основные принципы садов по-Робинсону:
- Использование местных растений в сочетании с экзотическими, но приспособленными к местным условиям;
- Сохранение природной формы растений;
- Эксперименты с комбинациями разных растений;
- Работа с тонкими нюансами цветовой палитры растений.
Эти и другие принципы можно было встретить в литературе на русском языке под заголовками «Английский сад» и «Пейзажный сад».
100 лет спустя
Никому не известный даже в Нидерландах Пит Удольф решил стать ландшафтным дизайнером. Он хотел делать интересные сады, а ему заказывали стриженые лужайки с классическими клумбами. Вместо того, чтобы штамповать одинаковые сады, Удольф решил создать собственный сад и начал популяризировать идеи природного ландшафта, параллельно изучая растения и создавая собственные виды.
Как и идеи Робинсона, идеи Удольфа не сразу нашли понимание в широких массах. Все изменилось после работы над крупными проектами в США и победы на выставке в Челси.
Настоящий бум вызвали идеи Пита Удольфа для городского озеленения и множество подражателей.
Основные принципы создания садов Новой волны:
- При создании садов учитывается фон, освещенность и уже имеющийся ландшафт;
- Выбранные растения должны выглядеть хорошо в любое время года;
- Четко продумывается структура сада и композиции (всегда рисуются подробные схемы с хорошо продуманными сочетаниями);
- Используются местные растения;
- Большое внимание уделяется формам растений и форме соцветий;
- Не обрезаются старые соцветия, в которых Пит Удольф видит особое очарование (поиграем в декаданс).
Среди любимых растений Пита Удольфа много злаков, шалфеи, тысячелистник и рудбекии, синеголовник, посконник и много видов, на которые раньше мало обращали внимание, а сейчас в садовых центрах можно встретить большие группы растений для садов Новой волны.
От чего он отказался в своих садах: от ярких вариегатных форм (любая пятнистость или полосатость должна выглядеть естественно) и от крупных пятен простых цветов. Вы не увидите у него ни миллион алых роз, ни желтые тюльпаны, ни огромные пушистые шапки дельфиниумов. Если это дельфиниум, то соцветие будет компактным, а цветок нежно голубой или переходящий в сиреневый. Возможно, и цвет становится вторичным, потому что палитра его любимых растений приглушенная или соцветия настолько не плотные, что выглядят полупрозрачными.
Ошибаются те, кто считают сады Новой волны малоуходными. Даже если выбирать сочетания растений, хорошо приспособленных к вашей местности, одни оказываются более агрессивными, другие начинают «выпадать». Именно поэтому за всеми садами, созданными Удольфом, следит штат садовников, а автор лично приезжает минимум один раз за сезон внести свои корректировки.
Пит Удольф - великий художник, работы которого заслуживают внимания, а также прекрасный селекционер. Сады, созданные им, лишь на первый взгляд кажутся простыми.
Продолжение следует...