Найти тему
Круто об искусстве

Царапины украшают любого мужчину, даже если ему более 500 лет.

Антонелло да Мессина "Портрет неизвестного", ок.1465. Музей Мандралиска, Чефалу.
Антонелло да Мессина "Портрет неизвестного", ок.1465. Музей Мандралиска, Чефалу.

Нет, нет, АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА не царапал свой портрет. Его изувечила дочь владельца аптеки, где находилась картина: ей казалось, что неизвестный на портрете постоянно следит за ней.

По крайней мере, так гласит легенда.

Это "Портрет неизвестного" (1465) и смотрит он, скорее, на зрительницу нежели на зрителя 😂, да и шраму любого мужчину только украшают😁

Вообще, именно да Мессина показал миру и, в частности, венецианцам КАК виртуозно можно орудовать масляными красками: лицо обращено навстречу падающему слева свету, его тонко моделируют прозрачные тени, которые постепенно сгущаются к краям картины и становятся совсем непроницаемыми на заднем плане.

Глаза живо мерцают и смотрят искоса - несколько игриво, хитро и, безусловно, самоуверенно (он явно не страдал от нехватки женского внимания - грубый, щетинистый, надменный, - дамы во все времена любили "плохих" мальчиков).

Современные рентгеновские методы исследования показали, что техника живописи и красочные тона портретов да Мессины идентичны по технике нидерландской живописи (это я молчу про типичный для Северного Возрождения темный глубокий фон - именно этот фон выделяет абрис лица так, будто перед нами расскрашенная скульптура, а не плоское изображение).

Но метода художника имеет свои, грубо говоря, итальянские особенности: рисунок максимально, по тем временам, упрощен и обобщен.

Невозможно определить, к какому сословию принадлежат модели художника: хотя да Мессина "писал портреты не рыбаков, а баронов", как совершенно справедливо отметил 1953 году Роберто Лонги, парируя на популярное в то время утверждение, будто перед нами портрет пирата с сицилийского острова Липари (захватывает, но маркетинг провалился), высокое положение героев никак не представлено миру (у нидерландцев и германцев все иначе - там пиршество деталей и подробностей, феерия побрякушек и мехов).

Более того, посмотрите на этот искрящийся, хрустящий как снег в феврале, белый воротник (разве такой белый может быть у моряка?!), складки которого настолько графичны, что, диву даешься. Вот она скульптура.

И вот она - архитектоника, тонко подчеркнутая двумя черными линиями рубашки.

Ничего лишнего у да Мессины нет. Только лицо.

И только эта до невозможности красноречивая улыбка. Улыбка, в которой нет тайны в леонардовском смыле, все предельно ясно и открыто. И с легким ароматом архаики - той самой архаической улыбки, призванной придать камню жизнь.

Именно да Мессина стал первым, кто, задолго до Леонардо, открыл выразительность улыбки и она у него намного честнее и убедительнее, нежели у великого титана эпохи Высокого Возрождения. Но, так уж вышло, что Париж притягивает внимание много больше, чем далекая Сицилия, да и маркетинг всему голова в мире искусства.

Рецепт да Мессины до невозможности прост и виртуозен - точка зрения чуть снизу, то есть портретируемые, в том числе и наш сегодняшний друг, глядят на нас свысока.

Почему? Потому что это люди уже новой гуманистической эпохи - времени, когда на место Бога был поставлен человек, который и стал мерилом всех вещей.

И человек этот может быть только монументальным.

И только спокойным.

И смотреть только свысока, как смотрит на нас Бог.

Даже если этот Бог не брит и после бодуна😅

-2