Эта статья логическое продолжение публикации "Немецкая инструкция 1939 года. Действия авиации для непосредственной поддержки войск.", вышедшей недавно на нашем канале. Теперь рассмотрим, как все происходило в реальности, а не в Инструкции. В этом нам поможет вот эта папка (тетрадь):
Оцифровка оригинала доступна по ссылке в конце статьи, а сама папка хранится в ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452, Дело 4. Отчет ОКЛ об оперативном использовании ВВС во время войны в Польше за период с 22.08 по 05.09.39 г.
Мы же приведем просто краткий перевод документов и не будем утруждать читателя своими глубокомысленными выводами. Всегда найдется тот, кто задаст вопрос "О чем статья и что имел в виду автор?". Никаких скрытых смыслов. Просто страницы истории для тех, кому они интересны. Пока рассмотрим только один ПЕРВЫЙ день войны - 1 сентября 1939 года. Его описание начинается с 60-й страницы Дела (48-я страница Отчета).
Первая часть документа посвящена подготовке к вторжению, о чем мы еще напишем отдельно. Здесь же отметим, что немцы всерьез опасались ответных ударов авиации Польши по территории Германии и основательно готовились к их отражению, на случай, если не удастся первым внезапным ударом выбить польские ВВС на аэродромах базирования. Возможно, принимались в расчет вероятные действия Франции и Великобритании. Для этой цели были сформированы группы зенитной артиллерии и задействованы истребители, т.е. оборона объектов на территории Рейха от возможного удара с воздуха потребовала выделить значительные силы истребительной авиации.
Ниже таблицы, иллюстрирующие деятельность соединений 1-го воздушного флота 1 сентября 1939 года в части непосредственной поддержки войск, нанесения бомбово-штурмовых ударов по аэродромам, объектам военной инфраструктуры и транспортным узлам. Из этих данных следует, что для выполнения указанных функций были задействованы преимущественно бомбардировочные эскадры (KG), вооруженные двухмоторными He 111 и Do17Z, эскадры пикирующих бомбардировщиков (тут пока обозначаются еще просто как Stuka, более распространенное обозначение StG ) Ju 87 и эскадры тяжелых истребителей (ZG), вооруженных двухмоторными Bf 110. Применение штурмовиков Hs 123 было куда менее масштабным, истребители Bf 109 для штурмовки наземных целей организованно не использовались (отдельные эпизоды такого рода исключить все же нельзя). Мы надеемся, что читатель в курсе значения термина "Geschwader" (эскадра) и его не надо раскрывать, если вдруг это не так - см тут.
Обозначение I./K.G. 1 подразумевает, что речь идет о первой группе бомбардировочной эскадры с номером 1 (Kampfgeschwader 1), обозначение I./Z.G. 1 - о первой группе из эскадры тяжелых истребителей номер 1 (Zerstörergeschwader 1), II./Stuka 2 - вторая группа эскадры пикирующих бомбардировщиков номер 2 и т.п. Читатель сам найдет при желании отличия от версии Википедии, проанализировав номера групп, входящих на 1 сентября в состав 1-го воздушного флота.
Уточним: действия бомбардировочных групп обеспечивали (истребительное прикрытие) как тяжелые истребители (например, I/ZG 1 в 17 30 поддерживала действия KG 27 в районе Варшавы), так и одномоторные из состава I./J.L.G 2. Вообще аббревиатура LG означает "Lehrgeschwader", что часто ошибочно переводится как "учебная эскадра" или "учебно-боевая". По сути, а не буквально, тут подойдет термин "образцовая", потому как эти соединения занимались отработкой тактических приемов, которые потом внедрялись в прочих частях Люфтваффе, а отнюдь не летной подготовкой. В учебно-образцовую (назовем ее так) эскадру входили группы бомбардировщиков, тяжелых истребителей, истребителей и штурмовиков (так II(Schlach)/LG 2 имела 40 штурмовиков-бипланов Hs 123), т.е. такое соединение не было однородным по вооружению и в смысле задач.
Из таблицы следует, что первая группа тяжелых истребителей "учебной" эскадры номер один осуществляла сопровождение прочих подразделений эскадры при выполнении бомбово-штурмовых ударов.
Группа IV/Stuka из LG 1 "работала" по морским целям, это была ее специализация, если так можно выразиться. Из приведенных ниже документов видно, что ее цель - военно-морской порт Гдыня (в таблице немецкое название - Oxhöft) и польские боевые корабли.
Легко самостоятельно убедиться, что по немецким данным первый удар по Польше был нанесен еще в 4.30 утра по целям в районе города Тчев в Поморском воеводстве (Диршау в немецком варианте названия - большинство населения города до конца ПМВ составляли немцы). Город в настоящее время считается официально местом начала Второй мировой войны. В немецком отчете в качестве цели указаны некие "Jägerkaserne" - возможно укрепленные казармы или иные помещения аналогичного назначения. Удар осуществлен пикирующими бомбардировщиками из первой группы эскадры пикирующих бомбардировщиков номер один и повторен еще раз в 5.30 утра одной эскадрильей из третьей группы эскадры номер три - результатом стали пожары в городе.
Putzig или Пуцк в польском варианте названия - это город в т.н. "польском коридоре", переданном Польше по Версальскому договору для обеспечения выхода к морю. Указано, что первая группа из бомбардировочной эскадры номер один нанесла удар по этому району в 6 утра 1 сентября 1939 года. Целями являлись аэродромные постройки (ангары) и летное поле.
Всего в 6 утра самолетами первого воздушного флота были нанесены 4 удара - Пуцк (см выше), Тересполь (уничтожено на земле 9 самолетов), Замбров и Ломжа (цель атаки - казармы и железнодорожные строения), Кутно и Грауденц (уничтожены ангары, попадание в склад боеприпасов). Плохая погода (о чем будет сказано ниже) помешала Люфтваффе нанести сокрушающий удар в первые часы нападения.
Дальнейшее предоставляем читателю разбирать самостоятельно, т.к. формат статьи не позволяет перевести все - в двух словах целями являются казармы, склады, аэродромы, ангары, отдельно удар нанесен по авиазаводу PZL в Okecie - преимущественно во второй половине дня.
Сообщается, что во время налета на Гдыню пикирующих бомбардировщиков в 14.30 потерян один самолет, также отмечается потеря в период вечернего налета (17 30) в районе Диршау на скопление войск бомбардировщиков из II/KG 3 одного самолета, убит наблюдатель. Эффективность удара оценена немцами однозначно - sehr gut. В кратком описании этой атаки встречается термин "Tiefangriff", что обычно переводится как "атака с бреющего полета". Для бомбардировщиков Do 17, которые имелись на вооружении данного соединения, это несколько необычный способ применения. Видимо, недостаточное количество "самолетов поля боя" вынуждало использовать двухмоторные бомбардировщики таким образом.
Действия 4-го воздушного флота иллюстрирует следующая таблица. Справа указан сброшенный тоннаж.
Потери 4-го флота в первый день войны относительно небольшие - не вернулся с задания один пикирующий бомбардировщик, еще два повреждены огнем с земли, при этом сбит польский истребитель.
Кроме ударов по наземным целям и выполнения задач по сопровождению ударных групп, самолеты 1-го и 4-го флотов активно вели разведку, соответствующие отчеты можно найти по ссылке в конце статьи.
В документах также фигурирует "Авиационное командование специального назначения" (дословно - для особых целей). Его возглавлял двоюродный брат знаменитого аса Первой мировой генерал фон Рихтгофен. Судя по приведенному ниже списку, туда включены пикирующие бомбардировщики и штурмовики Hs 123, т.е. задачами соединения является непосредственная поддержка войск преимущественно. 1 сентября пикирующие бомбардировщики и штурмовики "Командования специального назначения" обрабатывали польские войска, противостоящие 10-й Армии, совершив 352 боевых вылета, во время которых на поляков было сброшено 132 тонны бомб. Например, вторая (штурмовая) группа учебной эскадры номер два (II(Schlact)/LG 2) сбросила 1сентября 1939 года на польские войска 521 50-кг бомб, 586 10-кг осколочных бомб и 38 баков с горючей смесью. Из этого примера видно, что основным оружием устаревших штурмовиков Hs 123 были бомбы, стрелковое же вооружение (пулеметы винтовочного калибра) вообще не упоминается. Наибольшие потери понесли именно такие группы - от огня с земли, главным образом: один самолет пропал без вести, 14 совершили вынужденную посадку, 16 были повреждены огнем с земли.
Еще 31 августа погода начала портиться. В отчетах указывается дальнейшее ухудшение ее 1 сентября. Это несколько ослабило первый удар Люфтваффе. Вполне однозначно данный факт читается на стр. 48 Отчета (Лист 60 Дела):
"Из-за неблагоприятной погоды в 1-м воздушном флоте только KG 2, I/KG1, II/KG 3 и I/StG 1 смогли взлететь для атаки указанных целей. Остальные соединения задержались из-за погодных условий. Атака первой группы эскадры пикирующих бомбардировщиков номер один на позиции саперов у железнодорожного моста в Диршау на вокзале и на электростанции оказались безуспешными. "
Аналогичные сложности испытывали и соединения 4-го воздушного флота. Немецкое командование вынуждено было быстро менять планы, перенацеливая удары авиации туда, где погода позволяла ее эффективно использовать. Интересно отметить, что этот факт при описании событий первых дней войны часто игнорируется.
Массового уничтожения польской авиации в первый день в Отчете не прослеживается. Прямо упомянуты 9 уничтоженных самолетов, два двухмоторных, сгоревших на земле и сбитый истребитель. Впрочем, удары по аэродромным постройкам (ангарам) также могли привести к уничтожению определенного процента польской авиации, особенно с учетом низкой облачности, мешавшей точной оценке результатов бомбометания.
Продолжение следует. Во второй части рассмотрим более подробно действия отдельных соединений.
Ссылка для самостоятельного изучения материала: