Ханты (остяки) и манси (вогулы) — малочисленные народы Югры, принадлежащие к уральской расе и угорской языковой группе. Несмотря на большое лингвистическое и антропологическое сходство, это самостоятельные этносы.
И ханты и манси относят к потомкам древних и таинственных угров, которые пришли на Урал с юга – из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири.
Внешне, представители обоих народов похожи: невысокий рост (1.55–1.60 м), худощавое телосложение и характерная монголоидность, особенно у женщин: уплощенное лицо с низким переносьем, широкие скулы, темные прямые волосы, черно-кария или зеленая радужная оболочка глаз, средний или маленький подбородок.
Ареал проживания и основные занятия
Изначально манси обитали на западе Уральского хребта. Примерно в XI столетии их начали теснить коми, а затем пришли русские, оттеснив еще восточнее, на территорию современного Ханты-Мансийского округа.
Испокон веков вогулы были охотниками-собирателями и скотоводами. Жили они в чумах — жилищах конической формы, остов которых накрывался берестой или шкурами. Нередко на зимовье манси перебирались в дома-срубы с насыпной крышей, которые отапливались чувалом — пристенным очагом, сооруженным из жердей и глины.
Основные занятия ханты — промысловая охота, рыбная ловля и разведение оленей. Изначально остяки занимали восточные склоны Урала, речные долины Иртыша, Васюгана, Оби, Конды. Во время кочевья они также проживали в чумах, а в местах частых стойбищ ставили избы из дерева или рыли землянки.
Происхождение
По мнению антропологов, как народ, манси появились за 2000-3000 лет до н. э. вследствие слияния местного неолитического населения с уграми, переселившимися с южных казахских степей и лесостепной западно-сибирской полосы. В результате образовался симбиоз степной и таежной культур.
Само название «манси» переводится с праугорского языка, как «человек», «мужчина» — mańćɜ.
Исследователи В. Г. Моисеев и Конрад де ла Фуенте в своей работе «Популяционная история коренного населения Сибири» указывают на сходство культуры и антропологических черт вогулов с селькупами и саамами, а в плане генетики — с чукотскими юкагирами, считавшимися неолитическими автохтонами российского Севера.
Предками ханты являются угры и местное население. Издревле обитавшие здесь племена нганасанов, ненцев и селькупов называли остяков «ярган» — «чужие».
Самоназвание ханты — хантэ, что означает «человек». Отдельным народом они стали лишь в советские времена.
И тот и другой народы одухотворяют природу и верят в реинкарнацию людей. Их основными богами считаются верховный бог Нумии-Торум, его сын Полум-Торум, который заведует животным миром, Мир-суснэ-хум, надзиратель над миром людей, Калтащ-эква — богиня земли и Хотал-эква — богиня солнца. Есть боги луны, огня, грома: духи обитают в реках и в лесу, на горах и в небе. Мир разделен на три сферы – нижняя верхняя и мир людей.
Социальное разделение
Оба народа разделены на фратрии Пор и Мось, культурно отличающиеся друг от друга. В первую группу входят охотники-собиратели, их тотемное животное — медведь. Культура Мось больше степная. Праматерью этой общины является Калтес-эква. Мужчины ханты и манси никогда не женились на представительницах своей фратрии.
Во главе народов стояли князья, у каждого из которых было свое войско. Мансийская письменность появилась в 1931 году сначала на латинице, а спустя 6 лет — на кириллице.
Язык ханты насчитывает как минимум 13 наречий (прииртышское, обдорское, приобское, сургутское, вах-васюганское, щурышкарское и т.д.), что существенно усложняло задачу создать письменность. Лишь для самых распространенных диалектов в 50-х гг прошлого столетия удалось составить правила письменного языка.
Согласно данным этнографов, ханты делятся на восточных, северных и южных. Последние имеют сильную примесь русских и татарских кровей. У восточной группы преобладает палеосибирский культурный компонент при низком генетическом влиянии угров. Южане унаследовали традиции Степи.
Мифология
Верховное божество ханты-мансийской мифологии — Нуми-Торум. Его жена Калтес-эква — покровительница земли, а сын Полум-Торум обеспечивает мир рыбой и зверями. Божество Мир-суснэ-хум наблюдает за миром.
Солнцу покровительствует Хотал-эква (у манси) или Катл-ими (у ханты). Более мелкие боги покровительствуют огню, грозе, луне и т.д.
Согласно ханты-мансийской космологии, мир делится на верхний, нижний и настоящий — обитель люди.
Главный идол обоих народов — Золотая баба, изображенная Бажовым в образе Огневушки-поскакушки. Особо почитаемым считается и Небесный лось.
В жилищах ставились птичьи фигурки и изображения стрекозы и трясогузки, на которых нельзя охотиться. Почиталась и «Лесная дева» — Мис-нэ. По поверьям вогулов, она поделилась удачей с охотником и стала его женой. Особо почитаем был и Филин-старик (Йипыг-ойка). Они обожествляют обветренные горные склоны и регулярно справляют «День медведя». Есть в их мифах и сказание о Потопе.
Манси боялись гигантского людоеда Менква, сторожившего капища и пожирающего людей.
Религия ханты — это культ оленя, коня и коновязи. «День медведя» справляли и они, но более скромно. Шаманизм и роль шамана в их вере присутствовали слабо.
Еще больше публикаций с интересными фактами Вы сможете найти у меня на канале:
А вы знали, что кошки своим мяуканьем дрессируют людей?
Ушкуйники — Новгородские пираты древней Руси XIV века
Культ личности Антон Шандор Ла-Вей, человека создавшего «Церковь Сатаны»
Не забудьте подписаться на мой канал, для того, чтоб не пропускать мои новые публикации, которые будут Вам интересны.