Ещё один отрывок из книги Николая Николаевича Озерова "Всю жизнь за синей птицей".
" 1958 год. Финальный матч на первенство мира между командами Бразилии и Швеции. Шла последняя минута встречи, когда при счёте 4:2 Пеле забил пятый мяч в ворота хозяев поля. Заканчиваю репортаж, а в это время советник посла берет меня за руку и показывает на поле, - мол, смотри, мяч не засчитали...
Смотрю на поле: бразильцы во главе со своим капитаном бросились к арбитру и что-то выясняют. Судья уходит с поля, уносит мяч с собой и делает жест рукой как бы говоря: нет, нет. Как закончился матч - 4:2 или 5:2? Комментаторов человек сорок и все сидели рядом (на стадионе "Росунда" не было комментаторских кабин), и во вставные губные микрофоны на разных языках рассказывали своим слушателям о том, что происходит вокруг. И все комментаторы недоумевают по поводу счёта. Мой помощник побежал в пресс-центр выяснять, а там говорят, что если бы судья засчитал гол, он поставил бы мяч на центр поля или дал бы ещё как-нибудь возможность понять, что мяч засчитан. И я объявляю своим радиослушателям: "Дорогие друзья, а какая нам с вами, собственно разница - что 4:2, что 5:2, всё равно Бразилия - чемпион мира!" И закончил репортаж. И тут диктор сообщает по стадиону, что судья пришёл в судейскую комнату и подтвердил правильность забитого пятого мяча. Перевернули цифры и счёт стал 5:2 в пользу сборной Бразилии. Хорошо, что у меня была ещё и телефонная связь. Сообщил товарищам окончательный счёт и они успели в ближайшем выпуске "Последних известий" приплюсовать к четырём мячам ещё и пятый, забитый Пеле.
Что же произошло на самом деле?
По неписанному закону мяч, как самый драгоценный сувенир, на всех чемпионатах мира всегда доставался лучшему арбитру мирового первенства. И вот судья, засчитав пятый гол в ворота сборной Швеции, взял этот мяч в свою домашнюю коллекцию и понёс его с поля.
Бразильцы, видя это, бросились к судье и стали умолять его отдать им мяч, и что у них на родине нет дороже сувенира, чем этот. Но судья был неумолим и продолжал нести мяч. А в это время на поле появился лысый человек маленького роста - массажист бразильско сборной. Он подкрался сзади к арбитру и, под неописуемый восторг всего стадиона, выбил у него мяч, подхватил его и скрылся в раздевалке.
Через четыре года, когда наш советский арбитр Николай Гаврилович Латышев был признан лучшим футбольным судьёй мирового чилийского первенства 1962 года, он зашёл к нам в гостиницу накануне финального матча, и мы ему сказали:
- Коля, бойся. Массажист бразильский здесь.
Латышев улыбнулся:
- Я знаю, я видел, я ... шило возьму. Спущу мяч и пусть попробует у меня его отнять.
И вот последняя минута финального матча. Команда Бразилии со счётом 3:1 выигрывает. Десять секунд до финального свистка. Свисток... Латышев берет под мышку мяч, про шило, разумеется, забыл и идёт с ним через футбольное поле. Бразильцы во главе со своим капитаном Мауро бросаются к Латышеву, просят отдать мяч, но наш судья непреклонен...
И опять, как и четыре года назад, появляется маленький лысый человек, и опять он выбивает мяч из рук арбитра и скрывается с драгоценной ношей..."