– Прочитала?
– Да.
– Поняла?
– Нет.
Именно с такой беседы начинается, как правило, решение задач (1-6 класс) на начальной стадии, когда ученик только пришёл заниматься с репетитором. Мы уже много говорили о том, почему ребята не справляются с задачами. Ссылку на смежные статьи я оставлю внизу. Там есть упражнения. Кто хочет за лето подтянуться в математике – очень советую посмотреть и поделать. Читатели пишут, что очень даже помогает.
Я указала возраст 1-6 класс, так как на этом этапе ещё есть смысл учить человека решать задачи. Если ученик в девятом классе с этим заданием не справляется и пришёл ко мне, здесь я применяю косметические методы заделывания пробелов. Просто, чтобы сдать экзамены. К пониманию решения задач такие методы не относятся.
За последнее время (в связи со всем известными обстоятельствами) школьники "просели" по многим предметам, и математика – один из них. С одной стороны, дистанционное обучение. Идея интересная, прогрессивная и многообещающая. Я не пошутила. Но, к сожалению, пока сырая. С другой стороны, засилье видеоконтента, отнимающее время наших детей.
Разумеется, смотреть гораздо проще, чем читать и считать
Как чтение влияет на математику?
Прямым образом. Ведь именно в чтении и сидит загвоздка, не дающая решить задачу. А что такое задача?
Это текст, в который вставлены арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
И вот тут-то я и обязана сказать правду: понимание задач зависит от умения читать текст, осмысливать текст и пересказывать текст. Зависимость эта прямая и безоговорочная!
А нынче ребята всё больше смотрят, а не читают. Сколько времени уходит у ваших ребят на чтение в день? Нисколько? Не каждый день читаете, да? Лето, каникулы, пусть отдохнут и всё такое, да?
Нет! Читать необходимо каждый день! Прошу вас, сделайте это обязательным занятием и не пропускайте ни дня!
Статья про чтение скоро будет на канале)
Покажу наглядно, как текст влияет на ход решения задачи:
- У Тани 5 пирожков, а у Лены на два пирожка больше. Сколько пирожков всего у Тани и Лены?
Здесь всё понятно. Берём Таню, добавляем (прибавляем) два пирожка - получаем Лену. Легко. Складываем Таню и Лену – готово. С такой формулировкой задачи справляются почти все ученики начальной школы. Но создатели задач (авторы учебников) хотят добиться от школьников более высоких результатов и усложняют текст:
- У Лены на два пирожка больше, чем у Тани, у которой 5 пирожков. Сколько пирожков всего у Тани и Лены?
Уже сложнее, но решаемо, то есть читаемо. Сейчас покажу формулировку, которая вызывает у школьников полное непонимание (по моим личным наблюдениям):
- У Тани 5 пирожков, что на два пирожка меньше, чем у Лены. Сколько пирожков всего у Тани и Лены?
Что? ЧТО?! Это "что" стабильно вышибает из колеи большинство учеников. А почему? Потому что не читают. Или читают настолько мало, что навык чтения и навык понимания не успевают сформироваться.
Предлагаю вам вот такие упражнения для дружбы с задачами. Вы сами можете так дома тренироваться. Из этих математических пазлов (вы поймёте по видео) вы сконструируете простые задачи, которые потом можно будет усложнить текстом. Всё зависит от ваших навыков чтения. А уж в вас-то, друзья мои, я не сомневаюсь:
Вот смежные статьи по теме "Решение задач":
"Для тех, у кого не получается решать задачи"
"Почему ребёнок не может решить задачу? Три основных причины"
"Как научиться решать задачи? А вы знали про этот приём?"
Вот видео с подробным ходом рассуждений при решении задач.
Предлагаю игру. Вот вам Таня и Лена с пирожками (задача). Попробуйте максимально усложнить эту простую историю. Давайте поупражняемся в составлении задач. Думаю, настроение у нас улучшится. Я первая попробую. Жду вас в комментариях😊
Друзья! Ваши оценки - награда за труд. Поставьте, пожалуйста, лайк.