Найти тему
Navygaming Channel

Новинки на книжных прилавках: Линейные корабли типа "Мэриленд" (1916-1959 гг.)

Отойдем от парусно-винтовых фрегатов (предыдущий обзор) и обратимся к более современной теме - американским линкорам, и на это раз это будут не "раскрученные "айовы", а тяжелобронированные и неторопливые "мэриленды"....

Представляем вашему вниманию обзор книжных новинок по темам военно-морской истории, боевым кораблям и вооружениям. Повторюсь, что это делаю для систематизации собственной библиотеки,а не для рекламы, меня не связывают "деловые" отношения ни с авторами (кроме знакомства с некоторыми), ни с продавцами и издательствами. Все книги приобретены за личные средства, для личного пользования. Представляю только те книги, которые лично удалось купить для себя: "чего не имею - о том не говорю, здесь". Обзор начат с конца 2019-начала 2020 годов. И я не рекламирую эти книги, ваше дело покупать их или нет (лично мне все равно).

Очередная "свежая" новинка в серии "Боевые корабли мира" предлагает читателям вспомнить американские линкоры типа. Итак, представляю НОВИНКУ 2021 года, купил я ее буквально месяца два назад. Выписал я ее, как обычно, у Владимира Васильевича Арбузова (СПб), сумму озвучивать не буду, кому интересно - напишу в личку. Книга продолжает известную серию "Боевые корабли мира", но в новом оформлении, на мой взгляд очень правильное решение. Кто помнит, на этом канале уже были книги этой серии именно в таком оформлении (французские броненосные крейсера, Крейсера Англии и др.). И вот очередь дошла и до линкоров, американских.

-2

Книга вышла в типовом цветном серийном оформлении "БКМ", - Рубанов, О. Линейные корабли типа "Мэриленд".1916-1959 гг / О.А.Рубанов - СПб, 2020. - 140 с. Издательство не указано (данных нет). Как видим, это книга уже имеет своего автора, Это Олег Алексеевич Рубанов. Любителям военно-морской истории должны быть известные его монографии, посвященные линкорам и линейным крейсерам Японии (например, по "Нагато") или по британским эсминцам. На этот Олег Алексеевич решил открыть тему по американским кораблям. На обложке традиционно указаны ключевые герои повествования (традиционно для книг данных серий): "Мэриленд", "Колорадо", "Вест Вирджиния". Интересно, что для оформления обложки был использован именно линкор "Всет Вирджиния".

-3

Структура книги небольшая, простая и традиционная для таких книг: введение, четыре основных главы и список литературы. Названия самих глав представлены на фото выше, обращу внимание, что только три главы посвящены непосредственно линкорам этого типа, последняя - рассматривает другие линейные корабли с 406-мм орудиями, которые планировались к строительству в ВМС США в начале 20-х годов. Как мы помним, к 40-м годам флот США пополнился еще линкорами с орудиями ГК такого калибра, но это было через 15-20 лет от описываемых событий. На тот момент именно "Мэриленды" оказались первыми и единственными американскими ЛК с 16-дюймовой артиллерией к середине 20-х годов ХХ века.

-4

Традиционно в книге рассматриваются предпосылки появления кораблей такого типа в американском флоте, отдельная глава посвящена особенностям процесса строительства кораблей. Все главы очень хорошо проиллюстрированы фотографиями хорошего качества, в том числе схемами, есть даже копия таблицы судостроительных документов линкоров типа "Мэриленд", помещенная в комплекте отчетных чертежей.

-5

В книге много интересных схем и фото. Например, выше мы видим сечение корпуса линкора в районе миделя, где он практически квадратный, а справа - завод, где поставлен на поток процесс изготовления 16-дюймовых орудий! Представляю какой это был технологический процесс!

-6

Кстати, тираж этого издания также как и в предыдущих книгах этой серии - не определен !, значит печатают малыми сериями и под заказ. Видимо на прилавках сетевых магазинов мы не увидим книги этой серии, и данную книгу в частности. Кстати, в одном питерском издательстве, которое занимается созданием журнала "Гангут" такую книгу можно найти. Это если кому то интересно.

-7

Достаточно интересно и с некоторыми подробностями описана история службы линкоров в межвоенные десятилетия. Правда надо отдать должное история не всех линкоров представлена достаточно подробно: больше всех внимания получил головной "Мэриленд", причем отдельное место в истории его боевой службы занимает описание путешествия на его борту президента США Г.Гувера, которое тот совершил в 1928 году в Южную Америку. Видимо об этом осталось много документов и отчетов, тем более, что президента сопровождало около 20 журналистов. Есть подробности о том как президент "коротал время" на борту линкора - читал детективы, гулял, смотрел кино из своей кинотеки, рыбачил. Как отмечено в книге: ".. "Мэриленд" бросил якорь у мыса Сан-Лукас, чтобы дать Гуверу, заядлому рыбаку, возможность испытать новые рыболовные снасти...." . Демократическая страна, куда деваться, выходит не только Хрущев мог рыбачить в служебное время и на крейсере ходить "в личных целях", и не только Брежнев ходил на охоту. Вон Гувер на линкоре на рыбалке побывал, ))) (шутка).

-8

А вот описание боевой службы "Колорадо" в период с 1921 по 1941 год менее информативно и более краткое, что касается "Вест Вирджинии" - там вообще 6-7 строчек и всё! Особенно обидно, если учесть, что судьбе недостроенного линкора "Вашингтон", который был потоплен в качестве мишени с использованием торпед, авиабомб и артиллерийского огня "Невады" - уделено в 2,5 раза больше текста! Сравните и, как говорится, почувствуйте разницу. Кстати, именно с "Вашингтоном" связана интересная история (которая и увеличила объем текста), которая повествует об одном курьезном (с нашей точки зрения) судебном процессе. Пересказывать не буду - кому интересно, то прочитаете. Кстати такое вот неравномерное освещение истории однотипных кораблей присутствует в книге и далее, и это можно отнести к ее недостаткам. Мы еще позже это отметим еще раз.

-9

Останавливаться на содержании всех глав не буду - пусть читатели сами читают и оценивают и стиль автора статьи, и судьбу кораблей, и его боевой путь. Отмечу некоторые особенности самой книги. Первое что привлекло внимание - обилие фотоматериалов и иллюстраций по этим кораблям. Фотографий много, причем их дополняют рисунки внутреннего устройства, разрезы, схемы. Причем фотографии представлены в тексте двумя способами - по тексту, как иллюстрации к описываемым событиям, второй вариант (также характерный для книг данной серии): в качестве центральной фотосклейки, где размещены несколько десятков фотографий, в том числе и крупного формата, сгруппированные для каждого корабля (три боевые единицы).

-10

Наибольшая часть книги посвящена (вполне обоснованно и ожидаемо) событиям второй мировой войны и послевоенным годам до списания кораблей данного типа. И здесь опять преимущество в объеме и подробности изложения на стороне "Мэриленда" - достаточно подробно описаны и его повреждения в Перл-Харборе, и последующий ремонт, и участие в боевых действиях на Тихом океане и в дальнейшем. Следует отметить, что из трех кораблей два ("Мэриленд" и "Вест Вирджиния") пережили удар японской авиации по Перл-Харбору, причем "Вест Вирджиния" получила очень тяжелые повреждения, ее поразили 9 торпед, попавшие примерно в одно место, но линкор удалось сохранить, несмотря на то, что он всеже опустился на дно бухты.

-11

Может по этой причине в данной главе боевой путь "Вест Вирджинии" представлен довольно подробно, даже с вставками из других произведений, где описан один анекдотический случай с водолазом и "компетентным командованием". Как бы то ни было, но эти два линкора были введены в строй. А вот "Колорадо", который на момент удара отсутствовал в Перл-Харборе, находясь на ремонте в США, в этот раз не удостоился множества подробностей - его путь представлен более чем кратко. Вообще повторюсь, в книге наиболее подробно представлена история и боевой путь именно "Мэриленда" - и буду считать это недостатком книги.

Как уже отмечал - в заключении добавлен блок по нереализованным проектам ЛК типа "Саут Дакота" и линейным крейсерам типа "Лексингтон". На мой взгляд, вполне обоснованное дополнение, которое можно было разместить и в начале книги, как продолжение истории с линкорами США в 20-е годы. Интересно, что издатели этот текстовый блок выделили даже визуально- использовали другой шрифт, или это сделано намеренно? Кто знает, кто знает.

-12

В целом хорошая книга. Красочная серийная цветная обложка, плотная качественная мелованная белая бумага и редкие фотографии подчеркивают достоинства книги. К недостаткам отнесу мягкий, клееный переплет, хотя и довольно крепкий; а также неравное представление каждого из кораблей. Но книга мне понравилась. Традиционно, рекомендаций "купить/не купить" не даю, цену не называю (кому интересно - ЛС) . Место приобретения назвал. Насчет приобретения решать вам, уважаемые читатели., тираж не определён, вы сами определяете количество книг, которые будут печататься.

А какое ваше впечатление об этой книге? Видели ее на прилавках книжных магазинов? Делитесь в комментариях и давайте обсудим. Ну а я остаюсь в ожидании продолжения серии, и уже знаю, что вскоре будут новые книги в этом формате, некоторые я уже купил - жду доставки.

И с вашего позволения продолжу представлять вам следующие книги этой серии и подобных ей. Очередность представления книг для себя примерно выстроил, но если у вас есть пожелания о том, какую из книг данной серии представить здесь - пишите в комментариях или ЛС.

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок: