Найти тему
Партнеркин

Минимально жизнеспособный продукт - что это такое и чем поможет вашему стартапу

Оглавление

Чтобы не провалиться во время запуска на рынок нового товара или услуги, грамотный предприниматель может значительно снизить риски, сделав один простой шаг – разработку MVP. Это минимально жизнеспособный продукт, который не требует столько ресурсов, сколько полноценный. Тем не менее его уже можно запустить на рынок и получить обратную связь.

О сути MVP

Я основатель известного агентства продуктовой разработки. Мы работаем с крупными компаниями, такими как Сбербанк, Invitro и Leroy Merlin. С понятием MVP я сталкиваюсь ежедневно. Любая компания, которая следит за своим рынком сбыта занимается разработкой минимально жизнеспособных продуктов.

Что же входит в это понятие? Во-первых, это формулировка гипотезы. Гипотезу необходимо протестировать, и, если она окажется потенциально интересной, запускается следующий этап – исследование рынка. Наконец, когда мы установили, что у нас есть перспективное нововведение, подходящее рынку, мы анализируем конкурентов. Эти шаги помогают оперативно принять решение по продукту – будет ли он востребован и принесёт ли прибыль?

Например, на стадии гипотезы, мы просматриваем количество заполненных заявок на покупку продукта. Заявки собираются разными способами, один из основных – лендинг, одностраничный сайт с описанием нововведения.

На мировом рынке множество примеров удачного применения MVP. Есть даже сервисы, которые создаваться начали только после успешной презентации. У Dropbox, например, сперва стал популярным ролик о них, и лишь потом программисты стали работать с приложением.

Другой пример – Airbnb. К ним на конференцию смогли добраться не все участники из-за проблем с бронью отелей. Тогда они начали выкладывать фото своих квартир на сайты с бронью жилья. Их начали бронировать одну за другой. Привычного нам сервиса ещё не было, но модель уже показала свою жизнеспособность!

Разработка MVP – не гарантия успеха проекта. Но она значительно снижает риски провала. По данным CB Insights 42% новых бизнесов во всём мире закрывается по причине отсутствия спроса на их услуги. Это катастрофически высокий процент!

-2

Однако, я рекомендую заниматься выпуском минимально жизнеспособного продукта не только поэтому. Есть ещё одна немаловажная причина – привлекательность в глазах инвестора. Причем не только психологическая, вроде «вы – ответственный человек, тестируете продукт», но и вполне реальная. Цифры всё расскажут за вас.

Об исследовании конкурентов

В первую очередь тщательно изучите нишу, в которой планируете запускаться. Для серьёзных бизнесов я рекомендую заказывать исследование рынка у профессионалов. Для мини-стартапов можно просто воспользоваться Wordstat и Google Trends. Одно это уже существенно расширит ваше восприятие.

Зачастую основатели пребывают в иллюзии, что их идеи уникальны. Очень редко случается, что они оказываются правы, но для запуска бизнеса идеи все равно недостаточно. Крутая идея без воплощения – это всего 10% успеха. Изучайте статус конкурентов и их источники трафика. Similar Web и App Annie – отличные приложения для анализа любого продукта.

О целевой аудитории

Определите ключевые потребности людей, который будет решать ваш продукт. А как они решаются сейчас без него? Действительно ли вы способны изменить модель поведения людей вашим нововведением?

Главное, понимать 3 вещи: категорию людей – пользователей вашего продукта, потребности этих людей и модель их поведения. Например, мы разрабатывали MVP для приложения по изучению японского языка. Выяснилось, что в Южной Корее и США принципиально разный подход к нашему приложению.

-3

Корейцы гораздо больше знают о Японии изначально, и их основная мотивация – переезд для работы. Американцы интересуются с чисто туристическими целями. Продавать им подобное приложение нужно иначе, основываясь прежде всего на эмоциях, а не логике.

О гипотезах

Здесь всё довольно просто. Чем больше гипотез вы протестируете, тем выше шанс найти именно тот, выигрышный сценарий, который вам нужен.

Есть такое понятие – CustDev, это тест идеи на потенциальных пользователях. Он занимает много времени, и большая часть предпринимателей им пренебрегает. Это приводит к масштабированию непопулярных идей, нелогичному распределению ресурсов и, как следствие, закрытию стартапа.

Я рекомендую всегда работать с MVP, независимо от размера вашего бизнеса. Те усилия, которые вы приложите, конечно, будут существенно различаться, но минимизация возможных рисков того стоит.