С тех пор, как люди начали жить вместе группами, каноэ стало одним из основных видов транспорта. Каноэ варьируются от 10 000-летних "землянок", вырезанных из деревьев с костями животных, до самых современных каноэ, пропитанных высокотемпературной эпоксидной смолой.
Когда первые люди начали расселяться по всему миру, каноэ во многом облегчили задачу максимально быстро, а главное, безопасно, добраться из точки А в точку Б.
Хотя английское слово "canoe" происходит от "kenu", карибского слова, означающего "землянка" с испанского, история каноэ - это не история отдельной культуры, сформировавшейся в определенной исторической точке, а будто панорамный взгляд на мир и постоянно развивающееся повествование.
Самое раннее известное каноэ - каноэ Пессе в Нидерландах. Углерод, датированный периодом между 8040 и 7510 годами до нашей эры, каноэ было обнаружено фермером в 1955 году.
Рядом с его домом проходило строительство трассы. К счастью, фермер узнал в этом простом предмете реликвию и связался с местным музеем, где с тех пор его выставляют.
В начале 2000-х вокруг каноэ были споры. Некоторые начали сомневаться в мореходных качествах объекта, вместо этого предполагая, что реликвия на самом деле была корытом для животных. Теория была в конечном итоге опровергнута археологом музея Дренте Яапом Бойкером.
Бойкер потратил пять дней на то, чтобы полностью воспроизвести каноэ Пессе, выдалбливая дерево костями животных, подобными тем, которые, как считается, использовались в его оригинальной резьбе. Затем он на своей копии переплыл пруд, что полностью опровергло теорию с корытом.
Когда люди впервые покинули Африку около 100 000 лет назад, они, вероятно, передвигались по воде. Более того, каноэ возрастом 8000 лет были обнаружены в Куахуцяо, Китай, и Дуфуне, Нигерия, тростниковая лодка возрастом 7000 лет была найдена в Кувейте, а в Америке было обнаружено множество доисторических лодок.
Это показывает, что древние каноэ были широко распространены, и, хотя каноэ Пессе - увлекательная реликвия, это не означает, что Нидерланды - единственное место, где возникла гребля на каноэ.
Хотя трудно назвать конкретную дату их строительства (в основном из-за западного колониализма), у сенегальского побережья в Западной Африке есть увлекательные традиции гребли на каноэ.
От надежных океанских судов до гигантских судов-лагун - африканские цивилизации были созданы и распространились с помощью водных видов транспорта.
В 1506 году немецкий исследователь Валентим Фернандес был ошеломлен каноэ в Сьерра-Леоне, который, по его словам, мог одновременно перевозить 120 солдат. Говорят, что эти каноэ, длина которых может достигать восьмидесяти футов, могут плавать по лагунам и медленно текущим рекам, перевозя целые сообщества.
Они были настолько большими и толстыми, что в них часто разводили несколько костров прямо в корпусе без риска для структурной целостности.
Меньшие океанские лотки были построены не путем выкапывания сердцевины с помощью инструментов, а путем её сжигания. При сжигании дерева при высоких температурах сок с дерева превратился в похожий на смолу материал, который не позволял соленой воде повредить корпус и сдерживал насекомых.
Эта технология позволила лодкам перемещаться по бурному морю, что помогло распространить культуру и интегрировать в некоторые африканские сообщества.
Технологический прогресс в изготовлении каноэ также имел место в доколониальном Новом Свете. Чумаши, индейская община, основанная на территории нынешней Южной Калифорнии, начали строить каноэ из досок, или томол.
Томол - невероятно сложное судно. Для изготовления томола требовалось около 500 дней человеческого труда, он был построен путем сшивания досок красного дерева с волокнами, сделанными из скрученного молочая. Отверстия, которые потом остались, были укреплены нагретым асфальтом, смешанным с сосновой смолой.
Эти лотки были украшены красной охрой, ракушками и драгоценными камнями и являлись достоянием и отображением статуса семьи. Умение построить такое прочное судно, как томол, оказало огромное влияние на культуру чумашей.
Это каноэ позволяло выходить дальше в океан, где люди могли охотиться на огромную рыбу. В частности, рыба-меч стала одним из основных продуктов питания и религии Чумашей.
Чумаши считали, что каждое океаническое существо соотносится с животным на суше; сардины считались океанскими ящерицами, а омары были эквивалентными картофельным жукам.
Благодаря каноэ, чумаши обнаружили рыбу-меч, которая, по их мнению, была океанской версией человека.
Современный дизайн каноэ продолжает традицию берестяных каноэ, построенных коренными американцами с доколумбового периода и которыми восхищались поселенцы во время экспансии на запад.
Эти каноэ (которые используются до сих пор), сделанные из бересты с кожурой поверх легкого деревянного каркаса, восхищали своей маневренностью, прочностью и легкостью.
Современный дизайн американских каноэ продолжает традицию берестяных каноэ, построенных коренными американцами с доколумбового периода и которыми восхищались поселенцы во время экспансии на запад. Эти каноэ (которые используются до сих пор), сделанные из бересты с кожурой поверх легкого деревянного каркаса, восхищались своей маневренностью, прочностью и легкостью.
В своих дневниках Меривезер Льюис и Уильям Кларк часто отмечали эти каноэ: "Я видел, как туземцы у берега катались на волнах в этих каноэ, очевидно, без опасений, в то время как я думал, что невозможно на такой лотке проехать и минуту"
Путешествие по воде было неотъемлемой частью жизни человека с незапамятных времен. Понимание истории каноэ не позволяет просто понять историю как прямую линию, начинающуюся в точке происхождения и заканчивающуюся в настоящем.
Различные культуры использовали и до сих пор используют множество изощренных средств передвижения по воде.
Исторически эта способность привела к удивительным этнографическим достижениям. Люди со всего мира встретились благодаря морским путешествиям, обменялись идеями и сформировали наше современное общество.
От полинезийцев, чьи прочные каноэ пересекали широкие моря и достигли Америки 1500 лет назад, до восточноазиатских и океанических аутригеров, которые на неделю опережали корабли, история каноэ столь же обширна, как и сама мировая культура.
В наше время каноэ очень популярны среди любителей активного отдыха. Люди всех возрастов со всего мира, ну а лето - сезон водных видов спорта.
Мы рады анонсировать Чемпионат и первенство Европы по каноэ-марафону, который состоится с 3 по 11 июля на Гребном канале.
Вы можете посетить мероприятие при наличии вакцины и пройдя проверку qr-кодом.
Для всех остальных будет доступна онлайн-трансляция.
VK-страница мероприятия Facebook страница мероприятия
Следите за новостями, чтобы не пропустить последнюю актуальную информацию.