Он не изобрел первый автомобиль c бензиновым двигателем. Это сделал Карл Бенц в 1885 году. Он не основал первую компанию по производству автомобилей в США. Уже были Oldsmobile, Buick и Cadillac. Он не изобрел конвейер. Уже в начале 20 века автоматизированные линии для сборки автомобилей использовала Oldsmobile. Но именно о нём в начале 20 века газеты писали: «Боже, храни Генри Форда!»
Генри Форд родился в 1863 году в пригороде Детройта в семье потомков ирландских иммигрантов. Его отец был зажиточным фермером, но сына грядки не интересовали. Все игрушки, которые ему попадали в руки, Генри разбирал до основания. С игрушек мальчик переключил внимание на часы. Вскоре в доме не осталось механических часов, которые бы 10-летний Генри не разобрал. Подобные детские забавы не прошли даром: первое место работы было как раз в часовой мастерской, куда он устроился подмастерьем.
В это же время, конец 19 века, в Детройте начинает развиваться автомобилестроение. Форд не мог остаться безучастным наблюдателем и смастерил несколько самоходных конструкций. На них тогда еще часовщик Форд гонял с ветерком. Вскоре произошла первая продажа. Вслед за «самоходками» появился самодельный автомобиль, его-то Форд и продал в 1896 году местному фермеру за 200 долларов. А через 12 лет появилась легендарная машина Ford T. Она же «крошка Лизи». Продавалась по 825 долларов за штучку. Это был самый массовый автомобиль. К концу Первой мировой половину всех автомобилей в мире составляли именно они. С 1908 по 1927 было выпущено более 15 млн экземпляров.
Такой успех имеет несколько причин. Во-первых, Генри Форд из предмета роскоши превратил автомобиль в средство передвижения, тем самым, сделав его доступным для массового потребителя. Во-вторых, он сделал ставку на мягкость хода (а не на прочность, как другие производители). Согласитесь, не подпрыгивать на каждой кочке и перемещаться с комфортом – немаловажно. Кроме того, детали автомобилей Ford Motor стали взаимозаменяемы. Ну и разумеется, конвейер. Производственные процессы были упрощены, стандартизированы и ускорены. Конвейер стал главным элементом на предприятиях во всем мире. Кстати, и с СССР Ford Motor сотрудничал. В 1923 году на мощностях бывшего Путиловского завода начали выпускать трактор «Фордзон-Путиловец», а в 1929 году открыли производство на Горьковском машиностроительном заводе.
Как любой прагматичный предприниматель, Генри Форд понимал, что благополучие рабочих отражается на благосостоянии предприятия. В 1914 году он ввёл самую высокую в США минимальную заработную плату — 5 долларов в день. Также в Ford Motor был социальный отдел. Он отвечал, в том числе, и за обучение английскому языку иммигрантов. Или, например, если человек на производстве получал инвалидность, отдел обеспечивал его новым рабочим местом. Помимо высокопарных рассуждений о социальной ответственности, в этом был и расчёт капиталиста: если рабочие хорошо зарабатывают, они смогут приобретать производимую ими же продукцию. И рост благосостояния сотрудников означает рост прибыли самого Форда.
О рабочих Генри Форд заботился, а вот профсоюзы не любил. Под давлением именно профсоюзов был вынужден уйти с поста главы собственного детища. Правда, уйти недалеко: бразды правления он передал сыну Эдзелу, с которым до этого совместно управлял компанией. После смерти Эдзела в 1943, Генри Форд вновь возглавил Ford Motor, а через 2 года передал полномочия внуку.
Как это часто бывает, талантливые бизнесмены начинают посматривать в сторону политики. У Форда политические амбиции были. Он хотел стать президентом, мешало одно: он был ярым антисемитом. Настолько ярым, что купил газету и в ней публиковал собственные заметки с выпадами против евреев. Кончилось тем, что ни одна партия не захотела поддержать его кандидатуру на пост президента. Он опубликовал извинения и назвал свои же слова ложью, но это не помогло.
Пока американские политики не хотели с ним связываться, в Европе всё выглядело иначе: Гитлер был в восторге, повесил портрет Форда в своём кабинете и называл его своим вдохновителем. Заводы Форда в Германии работали бесперебойно. А что же СССР, расторг сотрудничество с Фордом? Ни в коем случае. Тракторы выпускались, Горьковский завод продолжал работать. Ничего личного, просто бизнес)
Кому завещал свои деньги Генри Форд можно прочитать здесь.
#генри форд #ford #henry ford #форд #автопром #история автопрома #автомобилестроение #конвейер #конвейерное производство #американские автомобили