Промышленные предприятия, расположенные в черте мегаполисов, в основном вызывают недоверие местных жителей. Часто опасения оправданы, но есть и приятные исключения. Например, Московский нефтеперерабатывающий завод постоянно улучшается, и строительство нового комплекса заметно увеличило его безопасность и экологичность. Убедитесь сами!
Замена пяти устаревших установок на один современный комплекс снизила уровень воздействия завода на окружающую среду на 11%. Убедиться в том, что МНПЗ стал безопаснее, теперь может любой желающий. Ведь за состоянием атмосферы на заводе следит автоматизированная система мониторинга воздуха (АСМВ), которая в онлайн-режиме передает данные московским экологическим службам и транслирует их на сайте МНПЗ.
Без преувеличения можно сказать, что «Евро+» — уникальный комплекс, в первую очередь — своей компактностью. На небольшой площадке разместилось полноценное производство, от первичной переработки нефти до получения готовой продукции: бензина, дизельного топлива, авиакеросина. При этом «Евро+» способен перерабатывать 6 млн т нефти: это больше половины мощности всего завода.
Что касается компактности, то она не только экономит площадь, но и повышает энергоэффективность. Уровень энергопотерь снижается за счет сокращения количества технологических, энергетических и инженерных коммуникаций. Кроме того, все элементы комплекса расположены рядом и увязаны между собой: продукты, которые необходимо остудить, отдают свою энергию сырью, которое необходимо нагреть. Благодаря высокой энергоэффективности нового комплекса Московский НПЗ более чем на 7% сократил годовое энергопотребление.
Еще одна особенность «Евро+» — новый комплекс максимально автономен. Воду для охлаждения продуктов и динамического оборудования ему поставляет собственный блок оборотного водоснабжения. Пар сверхвысокого давления, необходимый для работы установок, вырабатывают котлы-утилизаторы на одной из секций комплекса. Более того, «Евро+» имеет собственную электроподстанцию.
Цифровые технологии
Новые технологии — основа работы «Евро+». Еще при проектировании был создан цифровой двойник комплекса, который содержит инженерные данные, параметры всех конструкций, информацию об оборудовании. После запуска «Евро+» цифровой двойник стал важным элементом управления комплексом.
Более 15 тысяч датчиков передают автоматизированной системе управления информацию о параметрах технологических процессов и функционировании оборудования. Таким образом в режиме реального времени отслеживаются любые отклонения технологического процесса от нормы, отображается информация о работоспособности важнейших технологических элементов, а операторы установок оповещаются о срабатывании сигнализаций, блокировок и противоаварийной защиты.
В свою очередь более умная система — усовершенствованного управления технологическими процессами — автоматически выбирает наилучший режим работы установок, оптимизирует расход сырья, энергии, реагентов, катализаторов, управляет качеством конечных продуктов. Данные от систем управления поступают на единую цифровую платформу, которая оптимизирует производственные процессы на уровне всего предприятия: на основе анализа потребностей рынка и производственных возможностей формируется максимально эффективная корзина нефтепродуктов.
За счет применения цифровых технологий в управлении комплексом задействовано меньше ста человек.
Новые продукты
После запуска «Евро+» Московский НПЗ на 15% увеличил выпуск бензина, на 40% — дизельного топлива. Производство авиакеросина, крайне востребованного в столице, где действует несколько крупных аэропортов, выросло в два раза.
Кроме того, московский завод «Газпром нефти» получил техническую возможность выпускать новые высокотехнологичные виды нефтепродуктов. Например, уникальное зимнее дизельное топливо. Оно способно работать при температуре до —32 градусов и обладает улучшенными экологическими свойствами. Низкотемпературные характеристики нового дизеля обеспечиваются не добавлением присадок, как это делается обычно, а изменением самой структуры углеводородных соединений в ходе химической реакции. Благодаря более глубокой очистке сырья от серы топливо превосходит требования экологического стандарта выпуска топлива «Евро-5».
Эффективность и производительность
В результате ввода в эксплуатацию «Евро+» показатель глубины переработки на Московском НПЗ достиг 85,8%. Кроме того, завод стал гораздо эффективнее за счет перехода с двухлетнего на четырехлетний межремонтный цикл.
Комплексную модернизацию МНПЗ компания начала в 2011 году. На первом этапе был обеспечен переход предприятия на выпуск топлива экологического класса «Евро-5». Для этого были построены установки изомеризации легкой нафты и гидроочистки бензина каталитического крекинга. Задачей второго этапа стало улучшение операционной и экологической эффективности производства. Главным новым объектом этого этапа стал комплекс «Евро+». Теперь «Газпром нефть» перешла к третьему этапу. Его задача — повышение глубины переработки нефти до 99%. Для этого планируется построить установку замедленного коксования, на которой будут перерабатываться тяжелые остатки. В результате предприятие полностью прекратит выпуск мазута.
Согласны, что Московский НПЗ безопасен? Пишите комментарии!
Современный НПЗ: новые технологии и редкие фото
Зачем на НПЗ внедряют процессы глубокой переработки нефти
Как новое производство катализаторов изменит ситуацию на российском рынке нефтепереработки
Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/