… Татьяне Торесен не давал покоя этот обелиск: потемневший, с трещинами. Сразу видно - могила заброшена, к тому же безымянная. Женщине удалось выяснить, что похоронены здесь двое советских военнопленных, бежавших из концлагеря в 1944-м, пойманных и расстрелянных фашистами. Здесь, близ города Йовик в Норвегии, где Татьяна Торесен, в девичестве Затолокина, уже 17 лет живет со своим мужем, норвежским коммунистом Одд-Ингваром.
Расследование начинается
Нет, так не годится, решила Татьяна: нужно узнать имена погибших и высечь их на памятнике, желательно новом. Зачем? Да потому что это будет правильно. Справедливо. Для начала Татьяна обращается в архив. Пять лет назад документы той поры как раз рассекретили; порывшись в бумагах, она находит имена двух погибших под вражескими пулями: Александр Калистратов и Иван Александров. Первого призвали на фронт из Ленинграда, второго – из Баку. Татьяна, окрыленная удачей, пишет в Министерство культуры Норвегии – и тут везение: ей обещают восстановить памятник и высечь на нем имена. Как раз к очередному Дню Победы.
Дело сделано? Не совсем. Теперь нужно найти родственников павших солдат. Возможно, жив кто-то из тех, кто в далеком 44-м получил похоронки с фронта. Татьяна разыскивает в Петербурге Александра Калистратова – круглого тезку одного из погибших в Норвегии. И этот Александр Калистратов – вот совпадение! – оказывается сотрудником благотворительного фонда «Долголетие». Но другого совпадения не случается – наш Александр совсем из другой семьи. Однако история Татьяны Торесен его глубоко трогает, он вызывается помочь ей в поисках. С этого момента цепь добрых дел активно прирастает новыми звеньями.
Российская линия поисков
Александр «шерстит» интернет-сайты, находит несколько десятков человек, подходящих под параметры бойца. Сайт «Память народа» выдает имя А. Калистратова из деревни Андрюково Ярославской области, но призванного как раз из Ленинграда. Тщательная проверка данных: родился в 17-м, после армии работал служащим «Балттехфлота», оттуда и призван. Пропал без вести. Да, это он!
Похоронку на Александра в 44-м отправили его отцу. Наш Александр разыскивает деревню Андрюково, где тот жил, звонит в местную администрацию, рассказывает про поиски солдата. Через час ему перезванивает сотрудница, дает координаты ныне живущих двоюродного брата и племянницы Александра Калистратова! Находится и фотография солдата.
Параллельно идут поиски второго бойца, Ивана Александрова. Здесь «госпожа удача» не так щедра: из бакинского военкомата приходит ни о чем не говорящая отписка; поиски в соцсетях результатов не дают. Тогда Александр обращается к саратовским поисковикам (Иван родом из тех мест). Замечательные девушки Елена и Екатерина помогают установить верное название деревни, где тот родился, раскапывают церковные книги, там обнаруживают дату рождения солдата и имена его родителей. Уже зацепка! Есть смысл продолжить поиски.
Что в итоге
…9 мая 2021 года, кладбище в Йовике. Торжественная церемония открытия памятника советским солдатам Александру Калистратову и Ивану Александрову. Он прост и величествен, этот памятник. Он возвращает из глубокого небытия тех, кто 76 лет назад погиб на норвежской земле – за мир, в котором мы живем. Татьяна Торесен внешне невозмутима, но в душе ликует: сделано хорошее дело и – у нее теперь новые друзья в России.
… Праздничный эфир проекта «Бабушка.Онлайн»; координирует проект сотрудник «Долголетия» Александр Калистратов, а главный гость в этом выпуске – Таня Торесен, энергичная, волевая, неутомимая, чудесная. Ее история трогает до слез всех без исключения.
… Выпуск популярного ток-шоу на российском федеральном канале. Вспоминают Великую Отечественную, рассказывают о поисках пропавших на войне. Среди гостей в студии – родные Александра Калистратова.
…Новости на федеральном канале; снова звучит рассказ о двух безымянных солдатах, которым неравнодушные наши современники помогли вновь обрести имена.
… К Татьяне Торесен приезжает съемочная группа норвежского телевидения, просит рассказать детали истории, о которой уже наслышаны и в Норвегии.
Ни о ком и ни о чем нельзя забывать. Память жива, пока есть на свете люди, которые не могут безучастно ходить мимо безымянных могил.