Об одном комдиве из расстрельного списка 1941 года информации крайне мало. Это командир 83-й горнострелковой дивизии генерал-майор Сергей Артемьевич Байдалинов.
Он родился в г. Луганске. Участник Первой мировой войны. Храбро воевал прапорщиком, а затем поручиком, в составе 8-го Заамурского пограничного полка на Юго-Западном фронте. Был награждён тремя орденами и Георгиевским крестом. В 20-е - 30-е годы Байдалинов командовал несколькими полками в Туркестане. В 1935 году под его руководством состоялся 1-й Памирский высокогорный поход Красной армии. В ходе его проведения был покорён ряд вершин, в том числе пик Трапеция высотой в 6050 метров. С 1939 года Байдалинов командовал 83-й Туркестанской горнострелковой дивизией. Награжден орденами Красного Знамени (1923) и Красной Звезды (1933).
В 1941 году в РККА было девятнадцать горнострелковых дивизий. Они предназначались для ведения боевых действий на горных направлениях. 83-я Туркестанская горнострелковая дивизия генерала Байдалинова дислоцировалась в г. Красноводске (Туркмения).
После начала войны дивизия приняла участие в совместной англо-советской операции по оккупации Ирана. Операция преследовала цель защитить иранские нефтяные промыслы от возможного их захвата германскими войсками, а также обеспечить южный транспортный коридор для поставок в СССР по ленд-лизу.
С советской стороны в Иранской операции участвовало несколько армий, в том числе части 53-й армии, сформированной в Средне-Азиатском военном округе. Дивизия Байдалинова входила в состав 58-го стрелкового корпуса генерала М. Ф. Григоровича.
С.А. Байдалинов был арестован 12 июля 1941 года по обвинению в антисоветской деятельности и совершении контрреволюционного преступления. Но в чем это выразилось – точно не известно. Высказывается мнение, что Байдалинов обвинялся в «незаконном» пересечении государственной границы Советского Союза и Ирана, сделав это, вероятно, после вскрытия секретного пакета о действиях дивизии в военное время.
Предположительное место ареста генерала Байдалинова – Северный Иран. Когда состоялся суд, и был ли он вообще – неизвестно. Известно лишь, что генерал был расстрелян.
Других фактических данных не имеется, поскольку ни самого дела, ни надзорных производств по делу С.А. Байдалинова автор не обнаружил. Их почему-то нет ни в Главной военной прокуратуре, ни в Военной коллегии.
Остаются лишь догадки и предположения.
За что же расстреляли генерала Байдалинова?
Вариантов не так много.
Помимо упомянутого «незаконного» пересечения границы, он мог быть обвинен в том, что допустил утечку секретных сведений, которые были расценены как измена родине. Или – вел антисоветские разговоры. Кто-то мог просто написать донос без всяких на то причин и оснований…
Между тем, при попытках проследить судьбу генерала Байдалинова появляется ощущение, что его имя кто-то настойчиво пытался заретушировать, вычеркнуть из исторического формуляра минувшей войны.
Причины на то также могли быть разные.
Англо-советская операция (кодовое название - "Согласие"), согласно официальным данным, проводилась в августе-сентябре 1941 года. Однако, судя по дате и месту ареста генерала, 83-ю дивизию могли ввести в Северный Иран не в конце августа, а значительно раньше.
В ряде источников почему-то отмечается, что с апреля 1941 года 83-й горнострелковой дивизией командовал полковник А. А. Лучинский. Так, М.И. Казаков, вспоминая в своих мемуарах работников штаба Средне-Азиатского округа в Ташкенте («старых азиатов»), в числе других тепло отзывался о «начальнике отдела боевой подготовки С. А. Байдалинове». Но далее он писал, что в составе 53-й отдельной среднеазиатской армии, начальником штаба которой Казаков был назначен в период ввода частей армии в Северный Иран, 83-й горнострелковой дивизией командовал полковник Лучинский[1]. Между тем, по другим архивным документам С.А. Байдалинов командовал дивизией с 5 мая 1939 г. по 1 ноября 1941 г., а А.А. Лучинский – со 2 ноября 1941 г. по 4 марта 1943 г.
Следующий момент. Кому-то понадобилось перенести дату ареста Байдалинова и суда над ним с июля 1941, на июль 1942 года. Об этом сказано в известной публикации А.А. Степанова[2]. Вряд ли это случайная опечатка.
М. Черепанов связывает секретность и наличие «белых пятен» в деле Байдалинова с тем обстоятельством, что советские войска, по его мнению, фактически вошли в Иран не в конце августа, а 22 июня 1941 года, сразу после нападения немцев на СССР[3]. При этом он ссылается на воспоминания военнослужащего 83-й горнострелковой дивизии Ф. Галимова, которые опубликованы в книге «Дороги солдатские» (Казань. 1998).
М. Черепанов писал: «Могла ли советская дивизия по личной инициативе своего командира перейти границу Ирана без приказа? Конечно, нет. Тем не менее, генерал-майор С. А. Байдалинов был арестован уже на территории Ирана 12 июля 1941 года. Ему было предъявлено обвинение в нарушении приказа и вынесен приговор – высшая мера наказания. Расстрелян комдив был незамедлительно».
Определением Военной коллегии от 30 октября 1958 г. Сергей Артемьевич Байдалинов посмертно реабилитирован.
[1] Казаков М. И. Над картой былых сражений. М. Воениздат. 1971. с. 71-77.
[2] Военно-исторический журнал. № 12. 2008.
[3] Черепанов М. «Параллельная» война, или Белое солнце иранской пустыни (на сайте - https://www.business-gazeta.ru/article/314967).