Найти в Дзене
Фотевиль

Что такое эмпирическое правило и почему появляется "шевелёнка". Разбираемся и запоминаем

Сегодня не будет умных речей автора о композиции и прочих премудростях фотографии.

Мы поговорим о банальной "шевелёнке" - смазе изображения из-за дрожания камеры в руках фотографа, одной из ошибок в фотографировании, которую не исправить в дальнейшей обработке.

Итак, существует простое эмпирическое правило

(а это не что иное как правило установленное из опыта, от древ.-греч. ἐμπειρία - "опыт", "знание"),

что выдержка при съёмке с рук должна быть короче, чем 1/(фокусное расстояние объектива).

Т. е. при съёмке "полтинником" она должна быть короче, чем 1/50 секунды (1/60, 1/80, 1/100...).

В сети я не часто встречаю какие-либо пояснения к этому. Правило и правило. Мол запомните и пользуйтесь.

Так что попробую разъяснить в чём дело буквально "на пальцах".

Я так поторопился снять увиденную мной половинку человека, что допустил незначительный смаз на фотографии с выдержкой в 1/50, хотя фотографировал на 28 миллиметров.
Я так поторопился снять увиденную мной половинку человека, что допустил незначительный смаз на фотографии с выдержкой в 1/50, хотя фотографировал на 28 миллиметров.

То, что руки дрожат у всех - это я, думаю, пояснять не нужно. У кого-то "после вчерашнего" дрожат сильнее, а кто-то натренированный стрелок, умеющий задерживать дыхание и бить без промаха, с руками дрожащими не более, чем у каменной статуи в Эрмитаже. Однако усреднённо руки у всех дрожат приблизительно одинаково. Математически это некоторые угловые отклонения оптической оси фотокамеры, которые в случае слишком длинных выдержек и приводят к "шевелёнке" на фотографии.

Хотя думается мне, что на смаз в конечном итоге влияет и то насколько аккуратно вы нажимаете на кнопку спуска. Лично я, фотографируя тем же "полтинником" с рук, вряд ли получу чёткую фотографию раньше, чем сокращу выдержку до 1/100. Аккуратным и бесстрастным "стрелком" меня точно не назовёшь.

Но не забывайте, если вы снимаете на ходу (в движении), вам понадобится существенно более короткая выдержка. Здесь 1/640 при ЭФР 28 миллиметров. Кадр я сделал проходя мимо мужчины, не останавливаясь.
Но не забывайте, если вы снимаете на ходу (в движении), вам понадобится существенно более короткая выдержка. Здесь 1/640 при ЭФР 28 миллиметров. Кадр я сделал проходя мимо мужчины, не останавливаясь.

Представьте, что у вас 2 объектива: широкоугольный и длиннофокусный. Скажем, 20 и 200 миллиметров.

И вообразите, что вы решили сфотографировать одну и ту же сценку, кадрируя в обоих случаях максимально одинаково, так чтобы и там и там границы кадра проходили по одним и тем же условным линиям.

Совершенно понятно, что фотографировать вам придётся из совершенно разных точек и, в случае с 200-миллиметровым объективом, уйти потребуется гораздо дальше, нежели с 20-миллиметровым.

Что это означает на практике?

Угловые значения "дрожаний" (если совсем точно, то угловые скорости) в обоих случаях теоретически одинаковы, а вот линейные значения смещений в плоскости, на которой вы сфокусировались, будут различны.

Для простоты понимания представьте, что вместо фотоаппарата в руках у вас поочерёдно две линейки: короткая (аналог 20 мм) и длинная (200). Вы держите их вытянув прямо перед собой и они, вернее их дальние концы, из-за дрожания ваших рук смещаются.

И если в первом случае это смещение совсем незначительно, ну предположим 1 см, то во втором оно, к примеру, достигает уже 5 сантиметров.

Понимаете аналогию?

Снимая с одной и той же выдержкой одну и ту же сценку мы получаем куда более сильный смаз в случае с длиннофокусной оптикой! Именно поэтому, чем больше ваше фокусное, тем короче должна быть выдержка.

Разумеется эмпирическое правило, описанное выше, применимо к камерам без стабилизации. Если у вас стабилизируемая матрица, или оптика, снимать с рук можно и на более длинных выдержках.

1/8 секунды. Если не ошибаюсь, то этот кадр я делал с использованием монопода. Но не исключено, что и с рук, поскольку моя камера достаточно современна и снабжена стабилизируемой матрицей. Объектив 35 миллиметров.
1/8 секунды. Если не ошибаюсь, то этот кадр я делал с использованием монопода. Но не исключено, что и с рук, поскольку моя камера достаточно современна и снабжена стабилизируемой матрицей. Объектив 35 миллиметров.

И на длинных выдержках вы, возможно, столкнётесь уже с тем, что "размазывается" не вся фотография в целом, а движущиеся в кадре объекты. Не только проезжающие мимо машины, но и пешеходы, пробегающие мимо кошки, летящие птицы. Этим можно успешно пользоваться как художественным приёмом. Можно вообще установить камеру на штатив и фотографировать с ещё более длинными выдержками. Но лично я во время пеших прогулок предпочитаю использовать монопод. Он лёгок и компактен, а с нормальным (читай тяжёлым) штативом не нагуляешься.

Мой инстаграм.

Друзья, не стану просить вас подписаться на канал, или поставить лайк. Если вам нравится то, чем я занимаюсь, вы это сделаете без каких-либо понуждений. Я искренне желаю, чтобы здесь оказались именно мои друзья и единомышленники.

А какой друг откажется поддержать друга?)

Наука
7 млн интересуются