Сегодня не будет умных речей автора о композиции и прочих премудростях фотографии.
Мы поговорим о банальной "шевелёнке" - смазе изображения из-за дрожания камеры в руках фотографа, одной из ошибок в фотографировании, которую не исправить в дальнейшей обработке.
Итак, существует простое эмпирическое правило
(а это не что иное как правило установленное из опыта, от древ.-греч. ἐμπειρία - "опыт", "знание"),
что выдержка при съёмке с рук должна быть короче, чем 1/(фокусное расстояние объектива).
Т. е. при съёмке "полтинником" она должна быть короче, чем 1/50 секунды (1/60, 1/80, 1/100...).
В сети я не часто встречаю какие-либо пояснения к этому. Правило и правило. Мол запомните и пользуйтесь.
Так что попробую разъяснить в чём дело буквально "на пальцах".
То, что руки дрожат у всех - это я, думаю, пояснять не нужно. У кого-то "после вчерашнего" дрожат сильнее, а кто-то натренированный стрелок, умеющий задерживать дыхание и бить без промаха, с руками дрожащими не более, чем у каменной статуи в Эрмитаже. Однако усреднённо руки у всех дрожат приблизительно одинаково. Математически это некоторые угловые отклонения оптической оси фотокамеры, которые в случае слишком длинных выдержек и приводят к "шевелёнке" на фотографии.
Хотя думается мне, что на смаз в конечном итоге влияет и то насколько аккуратно вы нажимаете на кнопку спуска. Лично я, фотографируя тем же "полтинником" с рук, вряд ли получу чёткую фотографию раньше, чем сокращу выдержку до 1/100. Аккуратным и бесстрастным "стрелком" меня точно не назовёшь.
Представьте, что у вас 2 объектива: широкоугольный и длиннофокусный. Скажем, 20 и 200 миллиметров.
И вообразите, что вы решили сфотографировать одну и ту же сценку, кадрируя в обоих случаях максимально одинаково, так чтобы и там и там границы кадра проходили по одним и тем же условным линиям.
Совершенно понятно, что фотографировать вам придётся из совершенно разных точек и, в случае с 200-миллиметровым объективом, уйти потребуется гораздо дальше, нежели с 20-миллиметровым.
Что это означает на практике?
Угловые значения "дрожаний" (если совсем точно, то угловые скорости) в обоих случаях теоретически одинаковы, а вот линейные значения смещений в плоскости, на которой вы сфокусировались, будут различны.
Для простоты понимания представьте, что вместо фотоаппарата в руках у вас поочерёдно две линейки: короткая (аналог 20 мм) и длинная (200). Вы держите их вытянув прямо перед собой и они, вернее их дальние концы, из-за дрожания ваших рук смещаются.
И если в первом случае это смещение совсем незначительно, ну предположим 1 см, то во втором оно, к примеру, достигает уже 5 сантиметров.
Понимаете аналогию?
Снимая с одной и той же выдержкой одну и ту же сценку мы получаем куда более сильный смаз в случае с длиннофокусной оптикой! Именно поэтому, чем больше ваше фокусное, тем короче должна быть выдержка.
Разумеется эмпирическое правило, описанное выше, применимо к камерам без стабилизации. Если у вас стабилизируемая матрица, или оптика, снимать с рук можно и на более длинных выдержках.
И на длинных выдержках вы, возможно, столкнётесь уже с тем, что "размазывается" не вся фотография в целом, а движущиеся в кадре объекты. Не только проезжающие мимо машины, но и пешеходы, пробегающие мимо кошки, летящие птицы. Этим можно успешно пользоваться как художественным приёмом. Можно вообще установить камеру на штатив и фотографировать с ещё более длинными выдержками. Но лично я во время пеших прогулок предпочитаю использовать монопод. Он лёгок и компактен, а с нормальным (читай тяжёлым) штативом не нагуляешься.
Мой инстаграм.
Друзья, не стану просить вас подписаться на канал, или поставить лайк. Если вам нравится то, чем я занимаюсь, вы это сделаете без каких-либо понуждений. Я искренне желаю, чтобы здесь оказались именно мои друзья и единомышленники.
А какой друг откажется поддержать друга?)