В мае 1986 года в Москве прошел знаменитый Пятый съезд кинематографистов, который позже назвали «репетицией перестройки». Ситуация в советском кино изменилась, в этой отрасли появились нотки гласности.
Одним из лейтмотивов этого времени в кино стала реабилитация старых кинолент, которые легли на полку по идеологическим причинам в 1960-е и 70-е годы. Сейчас же, во второй половине 80-х эти фильмы показывали в кинотеатрах, их обсуждали в прессе, они даже получали Государственные премии.
Одним из таких фильмов стал «Комиссар» - философское размышление о революции и роли простых людей в ней. Фильм представили в 1987 году на XV Московском международном кинофестивале.
В 1967 году после окончания монтажа «Комиссар» забраковали. После этого в широких кругах ходили слухи, что Нонна Мордюкова и Ролан Быков сыграли здесь свои едва ли не лучшие роли, что съемочная группа не шла на поводу худсовета, что сам фильм – это смелое рассуждение о революции.
Всадник подходит к городу, вслед за ним идут красные части, утомленные гражданской войной. Людей в кадре все больше, и среди них – женское лицо Нонны Мордюковой. Она играет комиссара Клавдию Вавилову.
Сценарий к этому фильму написал Александр Аскольдом по новелле Василия Гроссмана. В фильме важен рассказчик, позиция которого не всегда совпадает с позицией героев. И здесь прослеживается очень интересный ход – у рассказчика свое мнение, потому что он исторически старше героев фильма, их будущее – его прошлое.
Это прошлое и будущее сталкиваются в его рассказе, когда эсэсовцы гонят евреев в гетто. С одной стороны – где логика: город, захваченный белыми и фашисты. И война в кадре – Гражданская, а вовсе не Великая Отечественная.
Просто Рассказчик пропускает через себя судьбы героев. Он видит не только героев в моменте повествования, он видит прошлое, настоящее и будущее этих героев. Он видит, к чему приводят трагедии, наподобие Гражданской войны.
Сценарист Аскольдов был одним из первых, кто смешал прошлое, как событийный ряд и настоящее, как время осмысления. События фильма происходят на границе реальности и мифа. Такое повествование рождает сверхсмысл, который открывается потомкам.
Комиссар сразу после взятия города рожает, но населенный пункт вскоре снова переходит к белым. И тогда женщина оказывается перед выбором: остаться в городе с ребенком, или же отдать его в семью, которая ее на время приютила, а самой вернуться в строй. Она выбирает второй вариант. Потому что в ХХ столетии мир идей подчинял мир чувств, а мир гражданского общества – подчинял частную жизнь.
В итоге общая трагедия Гражданской войны провоцирует частную трагедию матери, вынужденной оставить ребенка. Противоречие между чувством и долгом разрешалось в пользу долга. Но тогда, в 60-е этот вопрос в кино уже не решался так однозначно. Он рассматривался более глубоко: должен ли человек предавать ближнего ради общей идеи?
Позже по сюжету героиня Мордюковой встречает своего ребенка, который теперь – сын полка. И в ней берет верх женщина, она хватает малыша и бежит. Она понимает, что ее непрощенное материнство принесет ей новые слезы, но не может поступить иначе. Значит человеческое важнее общей идеи?
Этот вопрос тогда был поставлен в советской реальности впервые. На утро комиссар уйдет отдать жизнь за правду, а ее сына будет воспитывать та самая семья. Это будет их вкладом в дело революции.
Этот сложный фильм был рано снят для своего времени, он опередил время. Слишком рано и непозволительно было в 60-е ставить личное над общественным. А в 1987 году, когда рушились мифы прошлого, идеи этого фильма звучали в унисон со временем.
Прошло после премьеры почти 35 лет. А фильм и сейчас смотрится на одном дыхании.
Подписаться на канал «КиноНытик»