Клики, показы и позиция в Google Search Console: ответы на частые вопросы
Автор: Гленн Гейб (Glenn Gabe) – известный западный SEO-эксперт, глава агентства интернет-маркетинга G-Squared.
Google Search Console (GSC) – это один из основных инструментов для владельцев сайтов и вебмастеров. Статистика и функции, доступные в этом сервисе, помогают диагностировать проблемы, анализировать органический поисковый трафик, тестировать сайты и выполнять другие задачи.
Однако в GSC есть ряд вещей, которые нередко вызывают вопросы у специалистов – особенно у тех, кто только начал свою работу в этой отрасли.
Среди них – отчёт об эффективности, который раньше назывался «Анализ поисковых запросов». Этот отчёт предоставляет огромное количество информации о трафике, включая запросы, ведущие на сайт; целевые страницы, которые ранжируются в поиске; CTR для запросов и целевых страниц; средние позиции по запросам в Google и др.
В 2017 году Google опубликовал руководство, в котором рассказал, что понимается под кликами и показами в поиске, и как рассчитывается средняя позиция. Однако оно не сняло все вопросы со стороны владельцев сайтов.
В статье приведены 19 основных пунктов, которые я проясняю со своими клиентами чаще всего.
1. Показы. Для стандартных результатов поиска (“10 синих ссылок”) показ регистрируется, даже если этот результат не попадает в поле зрения пользователя. Таким образом, если вы находитесь на 9-й позиции, показ всё равно будет засчитан – если страница была загружена.
2. Внешние ссылки vs ссылки для уточнения запроса. Если элемент в результатах поиска не содержит ссылку, которая ведёт за пределы Google, то показ не засчитывается. Элементы со ссылками, уточняющими запрос, которые удерживают пользователей в Google, не засчитываются.
3. Позиция. Позиции считаются сверху вниз, а потом из основной во вспомогательную часть страницы (слева направо или справа налево, в зависимости от языка). Это очень важно понимать. Например, у большинства блоков с ответами позиция будет равна 1 (левая верхняя часть экрана). При этом панель знаний будет занимать позицию 11, поскольку она расположена в правой части экрана – после основной выдачи, включающей “10 синих ссылок”. На скриншоте ниже в основной выдаче присутствует 12 ссылок, тогда как блок выдачи Сети знаний занимает 13-ю позицию справа.
4. Ссылки внутри элементов SERP. Все ссылки внутри одного элемента SERP будут иметь одну и ту же позицию. Например, все карточки в AMP-карусели. Если карусель расположена на 2-й позиции, то все AMP-страницы в карусели в отчётах будут иметь позицию 2. То же самое касается и панели знаний. Если она занимает 11-ю позицию, то все ссылки в ней также будут иметь ту же позицию. При этом стоит отметить, что карусели обрабатываются немного иначе с точки зрения показов. Этот нюанс мы рассмотрим ниже.
5. Возвращение в SERP. Возвращение пользователей на страницу результатов поиска не учитывается, если речь идёт об одной и той же ссылке. Например, если пользователь кликает на ссылку, а потом возвращается в SERP и снова нажимает на эту ссылку, то будет засчитан только один клик. При этом переход по другой ссылке будет засчитан как отдельный клик.
6. Влияние рекламы. Рекламные объявления не занимают позиции в SERP. Это также очень важно понимать. Сайт может занимать первую позицию в органической выдаче, но при этом он будет ранжироваться под товарными и текстовыми объявлениями. В данном случае эта первая позиция будет менее продуктивной, чем при отсутствии рекламы.
7. Несколько результатов по сайту и позиция. Если в поисковой выдаче выводятся сразу две ссылки по сайту, которые ранжируются на позициях 2 и 5, то средней позицией по запросу будет самая верхняя из них, т.е. 2-я.
8. Какой URL является целевым? Клики, показы и позиция присваиваются тому URL, на который направляются пользователи (даже если это не тот URL, что показывается в SERP) – например, если отображаемый URL десктопный, а пользователь переходит на отдельный мобильный URL. Тогда показы, клики и позицию получит мобильный URL – хоть он и не показывается в результатах поиска.
9. Карусели. Чтобы получить показ, результаты в карусели должны попасть в видимую часть экрана. Для тех результатов, которые видимы уже на момент загрузки страницы, показы будут зарегистрированы сразу. Если же результат находится дальше в карусели, то для регистрации показа, карусель должна быть прокручена до этого URL. То есть, карусели обрабатываются иначе, чем стандартные «10 ссылок».
10. AMP-страницы. Позиция будет зависеть от того, где появляется страница: в AMP-карусели или в списке из 10 синих ссылок. Что касается показов, то в случае AMP-карусели для регистрации показа карусель должна быть прокручена до этого URL, а для списка из 10 ссылок это не обязательно.
11. Блоки с ответами (featured snippets). На эти элементы распространяются те же правила, которые действуют для списка из 10 синих ссылок. Когда блоки с ответами ранжируются вверху SERP, то они получают позицию 1. Если они выводятся справа, то это может быть позиция 11.
12. Изображения. Картинка – это просто ссылка на страницу на сайте, которая содержит это изображение. Таким образом, Google не может проводить различие между разными изображениями, которые указывают на одну и ту же страницу. Согласно справочному руководству, все они рассматриваются как идентичные ссылки.
13. Веб-поиск vs поиск по картинкам. Данные по веб-поиску и поиску по картинкам учитываются отдельно. В отчёте об эффективности эти сведения не объединяются. Просмотреть данные по каждой из этих вертикалей можно с помощью фильтров.
14. Клики по картинкам. Эти клики регистрируются только в том случае, если они ведут за пределы Google. Например, если пользователь кликает, чтобы увеличить миниатюру, то это действие не засчитывается.
15. Показы для изображений (10 синих ссылок vs карусели). Если на странице выводится блок с картинками, то регистрация показа будет зависеть от того, где именно он расположен. Если среди «10 ссылок», то показ будет засчитан, даже если этот блок не попадёт в поле зрения пользователя. Здесь учитывается загрузка страницы в целом. Если же изображение находится в карусели, то ситуация будет иной – для регистрации показа карусель должна быть прокручена до этого изображения.
16. Вкладка «Картинки». В этом разделе для регистрации показа изображения должны находится в поле зрения пользователя. То есть, здесь действуют другие правила, чем в основном поиске.
17. Позиция для изображений. В основной выдаче, когда Google выводит блок с картинками, все изображения получают одну и ту же позицию. Однако на вкладке «Картинки» позиция считается слева направо, а затем сверху вниз (для «левосторонних» языков). Следовательно, если ваше изображение расположено в первом ряду на седьмом месте слева, то в отчётности оно получит позицию 7.
18. Один поисковый элемент с несколькими ссылками. Если в элементе, ведущем на сайт, содержится несколько ссылок, то все они будут засчитаны как один показ для сайта. Но если ссылки ведут на разные URL на том же сайте, то в отчёте «Страницы» они будут разбиты на отдельные показы. Например, если блок выдачи Сети знаний содержит пять ссылок на сайт, то для сайта в целом они будут учтены как один показ, но каждый уникальный URL, получивший ссылку, будет иметь отдельный показ в отчёте «Страницы».
19. Несколько ссылок на одну и ту же страницу из одного элемента поиска. Все показы для одной и той же страницы будут объединены в один показ (при группировке данных по страницам в отчётности). Например, у вас может быть 3 ссылки, ведущих на одну и ту же страницу в одном элементе поиска, но Google зарегистрирует только 1 показ (а не три).
Вместо заключения
Я надеюсь, что эта статья помогла вам лучше разобраться с показателями, используемыми в отчёте об эффективности в Search Console. Также желательно внимательно изучить справочное руководство Google, которое описывает ещё больше нюансов, связанных с этими метриками.
Источник Winblog.uz