Найти в Дзене
Всем балет!

Суровый быт воспитанников балетного училища Петербурга

Оглавление

Балетное училище Петербурга в XIX веке и начале XX века было заведением, спасшим от бедности не одну семью: это был шанс устроить детей на казенное иждивение и дать им возможность получить образование, а вместе с ним — стабильность и определенность. У каждого воспитанника училища не было проблем с жильем, питанием и одеждой; они получали аристократическое образование, поскольку через дирекцию театров Императорский двор уделял этому большое внимание. В начале прошлого столетия поступить в Театральное училище без протекции было невозможно: обязательно нужно было, чтобы кто-то из влиятельных людей порекомендовал ребёнка комиссии. Переступив порог школы, дети попадали в закрытую искусственную среду, где жизнь шла по строгому распорядку и требовала замкнутости на профессиональных интересах.

Выпускницы Театрального училища. Слева Анна Павлова
Выпускницы Театрального училища. Слева Анна Павлова

Общение мальчиков и девочек запрещено

В училище всегда были строгие правила проживания и обучения, которых все воспитанники обязаны были придерживаться. По воспоминаниям артистов балета прошлого столетия, телесные наказания в конце XIX века — начале XX века в училище не использовались, а нарушителей внутреннего распорядка попросту отчисляли, например, за пропуски занятий по неуважительным причинам.

Матильда Кшесинская окончила Театральное училище в 1890 году
Матильда Кшесинская окончила Театральное училище в 1890 году

Надо сказать, что помещения девочек и мальчиков были отделены, между воспитанниками и воспитанницами запрещалось общение. Ходить друг к другу также запрещалось, исключением становились только совместные уроки танца. Классные дамы очень внимательно следили, чтобы воспитанники во время этих занятий не переговаривались и смотрели друг на друга как можно меньше. Но молодость и хитрость брали свое, и подросткам удавалось пообщаться и даже влюбиться друг в друга, передавать записки.

Запреты и штрафы

Во всех помещениях училища были развешаны «Начальные Правила», обязательные к исполнению. Если кто-то из учеников отклонялся от принятого распорядка, он мог лишиться отпусков на субботу и воскресенье (а выходные можно было провести дома), оставался без сладкого, его могли поставить к стене. Более того, учащимся нельзя было приносить в училище посторонние книги или предметы. Если такое происходило, все лишнее изымалось, передавалось родителям или уничтожалось. За дисциплиной следил целый штат: учителя, воспитатели, классные дамы, священник-законоучитель.

Агриппина Ваганова окончила Театральное училище в 1897 году
Агриппина Ваганова окончила Театральное училище в 1897 году

Распорядок дня

День воспитанников начинался в 8 утра, когда они отправлялись умываться холодной водой до пояса — способ закаливания, принятый в училище для укрепления здоровья учащихся. Сделать прическу для занятий танцем девочкам помогала воспитательница. После этого всех девочек осматривали с ног до головы, чтобы проверить, как они выглядят, в порядке ли платье, и только после этого разрешалось идти на занятия.

Весь день воспитанников проходил за уроками, специальные предметы чередовались с общеобразовательными. Вечером учащихся занимали либо в спектаклях школьного театра, либо Мариинского, поэтому свободного времени почти не оставалось или оставалось совсем немного на посещение библиотеки. В девятом часу вечера ученики отправлялись на ужин, а затем снова шли умываться холодной водой — повторение утренних мероприятий по закаливанию.

Е. П. Снеткова-Вечеслова с ученицами. Илл. из книги Г. Д. Кремшевской "Агриппина Ваганова"
Е. П. Снеткова-Вечеслова с ученицами. Илл. из книги Г. Д. Кремшевской "Агриппина Ваганова"

Воспитанники младших классов отправлялись ко сну в 21 час, старших — в 22 часа 30 минут, и до этого им разрешалось посидеть в «пансионерской» — комнате отдыха для проживающих в интернате.

Классная дама

Обозначение этой должности появилось еще до революции и сохранялось в балетном училище несколько десятилетий. Классная дама заменяла жителям интерната родителей, даже спала в большой зале с воспитанниками, отгородившись ширмой. Круг обязанностей классной дамы был очень широк: нужно было следить, как одеты и причесаны ученики, организовывать походы в столовую и прогулки по городу. Классные дамы были строги, поскольку этого требовали правила училища, но если судить по воспоминаниям балерин прошлого, ученики в большинстве своем были благодарны классным дамам за поддержку, доброту и заботу. Муштра сочеталась с непоказной сердечностью и сочувствием, что помогало воспитанникам легче переносить сложности учёбы и разлуку с родными.

Анна Павлова окончила Театральное училище в 1899 году
Анна Павлова окончила Театральное училище в 1899 году

Общеобразовательные предметы

Сто лет назад курс общего образования в балетном училище был на очень низком уровне, поскольку на первом месте всегда стояли специальные дисциплины. Учили «чему-нибудь и как-нибудь», и воспитанники выходили из училища с минимальным представлением о мире, уверенные в самоценности балетного искусства.

Балетмейстер Фёдор Лопухов в своей книге «Шестьдесят лет в балете» вспоминал: «Если танцам мне пришлось учиться в благоприятных условиях, то во всех других отношениях Театральное училище являло собой картину довольно безрадостную. Курс общего образования в нем был ниже, чем в четырехклассном городском училище. Из школы выходили малограмотные люди, хотя и умевшие носить костюм и добросовестно исполнять свои танцевальные партии. …Решительно не согласен с теми, кто в своих воспоминаниях идеализирует Театральное училище той поры».

Фёдор Лопухов окончил Театральное училище в 1905 году
Фёдор Лопухов окончил Театральное училище в 1905 году

Также Фёдор Лопухов писал, что, например, Вацлав Нижинский выпустился из школы без экзаменов по общеобразовательным предметам, поскольку не обладал достаточными знаниями. Среди выпускников были единицы, отличавшиеся пытливостью ума и тягой к самообразованию: это и Михаил Фокин, и Тамара Карсавина. Но в большинстве своем балетная труппа формировалась из людей, безразличных к культуре, музыке, искусству. Более того, по словам Лопухова, некоторые артисты порой не имели представления об образе, который они должны явить на сцене, и если не изучали роли самостоятельно, то представляли зрителю идеальные механические движения, а не завершенный наполненный образ. Фёдор Лопухов признавался, что в подростковом возрасте сам был весьма посредственным учеником и не видел в своем невежестве ничего зазорного. И только в последние годы учебы в юноше стали просыпаться любовь к музыке и искусству, ради которых он пожертвовал независимостью и самостоятельностью.

Прогулки

Без сопровождения воспитателей учащимся было запрещено гулять по городу, впрочем, как и в наши дни (до определенного возраста). Два раза в неделю, а в 20-е годы XX века уже каждый день учеников выводили на прогулку по городу, девочки гуляли отдельно от мальчиков. Ходить нужно было строго парами, один воспитатель вёл колонну, второй — замыкал. Маршрут был всегда примерно один и тот же: по Театральной улице до Фонтанки и обратно.

Выпускницы Театрального училища 1897 года
Выпускницы Театрального училища 1897 года

Сценическая практика

Но самым значимым событием в обучении балету была и остается сценическая практика на сцене Мариинского театра. Учащиеся, которые делали особые успехи, участвовали в спектаклях с первых лет обучения. Из-за этого воспитанники училища вынуждены были пропускать общеобразовательные предметы, поэтому неудивительно, что успеваемость по ним была низкой. Пропуски были для детей огромной радостью, особенно когда классная дама появлялась на уроке арифметики и забирала счастливчиков на репетицию.

Воспитанники Императорского театрального училища
Воспитанники Императорского театрального училища

Воспитанники приезжали в театр утром и отправлялись в зрительный зал смотреть, как репетируют действующие артисты, пока не наступало время их выхода. Ученикам было запрещено разговаривать со взрослыми артистами. Особой гордостью для воспитанников было участие в мазурке из балета «Пахита». Это раннее соприкосновение с театром приводило детей в полный восторг, они очень рано начинали понимать, ради чего нужны ежедневные занятия в классе, даже если это очень тяжело.

Галина Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище в 1928 году
Галина Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище в 1928 году

Сто лет назад сценическая практика расширяла кругозор воспитанников балетного училища, они невольно знакомились с великими произведениями классического театра, с искусством больших мастеров оперы, балета и драмы. Именно такая занятость во многом способствовала возникновению у некоторых учеников тяги к самопознанию, саморазвитию, формировала новые интересы, среди которых были живопись, игра на инструментах, актёрское мастерство.

С момента описываемых событий прошло более века, значительно шагнули вперед наука, образование, культура. Нельзя отрицать, что наше время дает гораздо больше возможностей для самообразования, поскольку знания стали доступны каждому в неограниченных объемах. О том, как устроен быт учащихся балетной школы в XXI веке, вы можете узнать из статьи:

🎭 Один день из жизни ученицы 3/7 класса АРБ им. Вагановой