Русские сказки «Василиса Прекрасная», иллюстрации И. Я Билибина, 1902г.
Говоря фразу «русская сказка», сразу вспоминаются образы Ивана-царевича, Василисы Прекрасной и Бабы Яги. Все эти герои сказок в большинстве случаев закрепились в нашей культуре благодаря таланту художника и иллюстратора Ивану Яковлевичу Билибину (1876-1942). Стиль его иллюстраций безошибочно узнаваем и отличается своей выразительностью в духе развития искусства того времени - модерна.
У нас уже не в первый раз на реставрации прекрасные сказки, ранее мы показывали видео, в котором создали футляр для полного собрания сказок. Сегодня в работе одна книга, но в более плачевном состоянии. Работать с мягким переплетом непросто, но мы приложили все знания и умения, чтобы вернуть книге былую красоту. Подобные книги невозможно оставить без внимания, и все благодаря Ивану Билибину.
По настоянию своих родителей, Билибин окончил юридический факультет в Петербурге, но уже со второго курса профессии юриста он отводил меньше времени. Он записался в свободные творческие мастерские, которые вел Илья Репин, постоянно много рисовал и сам сочинял сказки. Поворотным моментом стала выставка 1899 года В. М. Васнецова в Петербурге, где была представлена знаменитая картина «Три богатыря». Она настолько потрясла своей силой образов, что Билибин сразу же целенаправленно взялся за иллюстрирование сказок. Однако изначально он не делал их на заказ, только для себя. Для погружения в атмосферу фольклора он уезжает в тверскую область, где делает зарисовки избушек, деревьев, утвари и одежды сельских жителей. Многие из зарисовок войдут в цикл работ к «Василисе Прекрасной».
Билибин хотел заказать печать нескольких своих работ в лучшей типографии того времени - Экспедиции заготовления государственных бумаг. Руководители типографии устали от однообразия официальной продукции. Заметив иллюстрации молодого художника, ему предложили контракт на четыре года. Так начался путь Билибина как профессионального иллюстратора, за это время ему удалось оформить 7 произведений.
Первые свои работы он выполнял акварелью («Сказка об Иване- царевиче, Жар-Птице и о Сером волке», «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста Ясно-Сокола», «Василиса Прекрасна»), их решили воспроизводить хромолитографией вместо уже набиравшей популярность фотомеханических способов.
Такое осознанное обращение не только к темам старины, но и к процессам печати, очень характерно для эпохи модерна - вспомнить только популярное английское движение У. Морриса и Д. Рескина «Искусства и ремесла»!
Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке представителей русского модерна - «Мира искусства».
В книжной графике появляется «Билибинский стиль». Сами издания сказок - небольшие по объему крупноформатные книги-тетради, с самого начала выделялись яркой декоративностью рисунка и приковывали внимание не только детей, но и взрослых. В каждой иллюстрации он стремился к ансамблю, - все детали, даже шрифт стилизовались под старинную рукопись. Все страничные иллюстрации украшены богатым орнаментом, который напоминает раму или резные окна с наличниками. Орнамент также имеет содержание, продолжающее основную иллюстрацию.
Процесс выполнения рисунков напоминал труд гравера: набросанный на бумаге эскиз с помощью кальки тщательно переводился на ватман. После этого художник мягкой кистью тщательно обводил все линии, только в последний момент переходил к цвету. Это очень трудоемкая и кропотливая работа, поэтому Билибин тратил целые месяцы для создания 10 иллюстраций к одной сказке!
Билибин был первым из художников, кто создал детскую книгу, в основе которой лежит народная сказка, показанная доступным языком для широкой публики. Поэтому его иллюстрации воссоздают фантастический мир фольклора, они до сих пор не теряют своей актуальности.
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram