Мальчик Лёня был из очень приличной семьи. Отец у него был по части коммерции, а мать домохозяйка. Понятно, что родители хотели, чтобы сын также пошел «по торговой части». Однако мальчик решил выбрать юриспруденцию, благо, что в гимназии он отлично успевал по всем предметам, особенно увлекаясь историей и литературой. Языки тоже давались Леониду легко. Тут надо сказать, что дело происходило до революции, и мальчик, само собой, учил в гимназии, помимо немецкого и французского, латынь и греческий. И быть бы ему отличным адвокатом, если бы не страсть к пению.
Вообще талант у мальчика проявился рано - как потенциальный адвокат, Лёня с детства мог аргументированно отстоять свои права: однажды за сочинение на латыни директор, преподававший в гимназии этот язык, поставил Леониду единицу.
- Не может быть, - спокойно заявил гимназист директору.
Сие было изрядной дерзостью, директор опешил, а класс загудел.
- Как так не может быть! – возмутился директор, - правило гласит иное!
- Эта фраза написана на основании исключения из правил, которое…
Лёня бойко процитировал редкое исключение из правил, которое, хоть и приводилось в учебнике, но использовалось так редко, что про него позабыл и директор.
Оценку исправили на четвёрку.
То, что мальчик пел звонким, чистым дискантом в семье никого не удивляло. Так уж получилось, что в семье пели все: и дед, и отец, а мать, задумавшись у окна над шитьём, пела так, что под окном собирались слушатели. Пожалуй, в семье бы удивились, если бы мальчик бы, наоборот, был безголосым.
Несмотря на то, что Ярославль, где жили Собиновы, был вполне развитым в культурном отношении городом, театр, музыка, концерты проходили мимо. Ну разве что на Рождество да на Масленицу удавалось побывать на спектакле. Но в целом эта сторона жизни мало касалась семейного уклада.
80-е годы XIX века были временем «обществ», которые создавали единомышленники – от политических до коммерческих, от благотворительных до террористических. Вот и Лёня Собинов с товарищами основали «Хоровое общество». Летом они основательно запасались провизией, брали походный самовар и отправлялись на волжские острова, а по пути пели разные песни, то сливаясь голосами, то уходя в многоголосье…
Первое признание случилось на гимназическом благотворительном вечере в пользу нуждающихся, причем тут вмешалась судьба: внезапно заболел солист. Гимназисты ставили фрагмент из ныне прочно забытой пьесы Константина Вильбоа «Наташа, или волжские разбойники». Регент был в отчаянии – концерт срывался. Тут-то Леонид и предложил свою кандидатуру. Делать было нечего – пришлось выпускать на сцену «тёмную лошадку». Однако мальчик запел – и как! Спустя годы слушатели вспоминали о необычайном тембре и силе воздействия на публику… Так впервые проявился уникальный тенор Леонида Собинова, и даже директор, растроганно пожимая ученику руки, просил:
- При всех ваших научных успехах не зарывайте вашего голосового таланта!
При всех выдающихся успехах в учебе Лёне полагалась золотая медаль по окончании гимназии, однако получил от только серебряную – видимо, сказалось участие в пирушке, что было вопиющим нарушением гимназических правил.
Вообще в Ярославле в те годы был вполне приличный Демидовский юридический лицей, и Леонид мог быть зачислен туда, но успехи позволяли замахнуться на Московский университет… Обучение там стоило несравнимо дороже, требовались деньги на проживание, питание, одежду и форму – с 1885 года император Александр III утвердил «рисунок и описание» студенческой формы, которую надлежало носить на занятиях. Для семьи Собиновых это было серьёзными расходами, но на семейном совете решили, что дело нужное, Московский университет давал совершенно иные перспективы, да и способности Леонида позволяли надеяться на освобождение от платы за обучение, а то и на стипендию, которую могли назначить за особые успехи.
Первый год обучения был непрост: средств не хватало, столица оказалась дороже, чем рассчитывалось в провинции. Однако Леонид находит «вечный урок» - готовит к поступлению в гимназию детей богатого купца. Что ж – уроки были обычным делом пополнения бюджета бедных студентов! Зато на второй год Собинова уже освободили от платы за обучение, да ещё Общество вспомоществования бедным студентам стало платить ему стипендию, как «подающему большие надежды».
Отличная учеба при выдающихся способностях позволяла выкраивать время для пения. Поступив в Университет, Леонид тут же отправился записываться в университетский хор, где был причислен к первым тенорам.
Очень хотелось Собинову поступить в хоровой класс Оперно-драматического товарищества, однако стоило это 5 рублей в год. Сумма была небольшая, но, чтобы её выкроить, пришлось бы отказаться от посещения театра!
В 1891 году Леониду повезло самому стать артистом: университетские друзья-украинцы уговорили его поступить в хор гастролировавшей в Москве украинской труппы, ставившей национальные комические оперы: «Наталка-Полтавка», «Запорожец за Дунаем», «Сватанье на Гончаривци». Леонид полюбил музыкальность украинского языка и впоследствии в совершенстве знал его.
Но ни хор, ни участие в спектаклях не повлияли на успехи в учебе – Собинов неизменно сдавал экзамены на отлично.
Однажды выступление студенческого хора привлекло внимание Шостаковского - основателя Московского филармонического училища и Филармонического хорового общества. Остановив в антракте Леонида Собинова, Шостаковский спросил, не поучаствует ли хор в постановке «Сельской чести» Масканьи. К концу благотворительного вечера список хористов был составлен.
На репетициях Собинову часто казалось, что Шостаковский прислушивается к его пению – и действительно, хотя голос Собинова не отличался силой, но был приятным по тембру, мягким по манере и редким по строгости и ритмичности для непрофессионала. Увы, когда Пётр Адамович пригласил Леонида на прослушивание, Собинов простудился и, конечно, не смог спеть так, как хотелось бы. Он очень переживал свою неудачу и был уверен, что голос его никуда не годится и поступить в Филармоническое училище ему не удастся…
На Пасху участники спектакля решили поздравить Шостаковского, который, тронутый вниманием молодежи, пригласил всю компанию к себе в гости. Когда же студенты собрались уходить, Пётр Адамович, прощаясь, спросил у Собинова:
- Не хотите ли вы серьёзно поучиться пению? Если согласны, приходите осенью на пробу.
Осенний экзамен Собинов сдал легко и поступил в класс Додонова, которого весьма хвалил Чайковский. Додонов от души делился секретами мастерства с талантливым учеником, а Леонид с лёгкостью перенимает их. Несмотря на то, что второй курс университета был куда сложнее первого, Собинов успевает и в филармоническом училище – через год его переводят сразу на третий курс. Ещё через год Шостаковский устраивает участие своих студентов (и конечно, Собинова!) в выступлении итальянской оперы, гастролировавшей в тот год. Даже участие во второстепенных ролях давало студентам колоссальный опыт – можно было следить за дыханием, угадывать вокальные позиции, запоминать сценические приёмы - учиться на практике. Однако Собинову вскоре надоело исполнять второстепенные партии – и вновь, как в гимназии, его выручил случай: заболел исполнитель партии Арлекино в опере «Паяцы». Непростая партия, требующая свободного дыхания, была исполнена Собиновым столь успешно, что его вызывали на бис трижды – редкий случай.
Удивительно, но всё это происходило в 1894 году – году окончания Собиновым университета. Леониду было небезразлично, каким будет диплом: карьеру профессионального певца он был ещё не готов выбрать окончательно. И государственный экзамен был сдан на отлично. Комиссия особо отметила превосходные знания и большую начитанность выпускника и 1 июля 1894 года Собинов получил Диплом I степени. Однако начать юридическую карьеру сразу было нельзя – по законам того времени все студенты, сдавшие государственный экзамен должны были год отслужить в армии. Что ж, Собинова зачисляют в Московское юнкерское пехотное училище, где ему, ввиду заслуг, разрешают посещать занятия пением.
В 1895 году служба окончена, и Собинов ищет места по специальности. И вновь случай на его стороне! Знакомство с невероятно популярным московским адвокатом Плевако было удачей – сам Плевако вел наиболее сложные и эффектные дела, и почти не было случаев, когда он их проигрывал. При этом, будучи выходцем из семьи простой, он охотно брался за защиту интересов крестьянства в их тяжбах с помещиками. А Леонида новая работа захватила целиком – к любому процессу он готовится тщательно, записывает план речей, а в случае неудач – не ленится передавать дело в следующую инстанцию. Как и Плевако, Собинов обладает ораторским даром, отточенным широкой эрудицией и блестящей памятью.
И снова судьба вела Собинова – юридическая практика, как ни странно, способствовало его певческому успеху. Во-первых, сам Плевако устраивал музыкальные вечера, на которых с удовольствием пел Собинов. Во-вторых, Леонид познакомился с семьёй Керзина, присяжного поверенного, который вместе с женой были страстными поклонниками русской музыки. Их музыкальные вечера быстро разрослись до битком забитых залов Славянского базара, офицерского собрания в Кремле и зала Благородного собрания. Собинов становится одним из самых популярных исполнителей… и это приносит ему знакомство с Ермоловой и Станиславским.
Окончив Филармоническое училище в числе лучших учеников, Собинов не собирался оставлять надежную карьеру адвоката, но его преподаватель вокала, Александра Сантагано-Горчакова уговорила его поучаствовать в пробе голосов Большого театра, проходившей всегда Великим постом.
Но с первой пробы Собинов сбежал. Не хватило ли уверенности в своем певческом даре, или что-то иное повлияло – но, когда его вызвали, на сцену он не вышел… И только когда Александра Александровна хорошенько его отругала, Собинов решился прийти на второе прослушивание и… ему предложили дебют в опере А.Г. Рубинштейна «Демон». Дебют был столь успешен, что Собинову предлагают контракт на 2 года. Но он требует возможности сочетать пение с юридической практикой! Неизвестно, сколько бы протянулась эта история, если бы однажды на слушании очередного гражданского дела защитнику-Собинову председатель суда не бросил фразу:
- Ну, соловей, посмотрим, что вы нам споёте!
Возможность прослыть «лучшим тенором среди юристов и лучшим юристом среди теноров» испугала Леонида Собинова. Ненавидевший дилетантство в чем бы то ни было, ответственно подходивший ко всему, Леонид после двух лет одновременного успеха (невероятно!) карьеры адвоката и певца Большого театра был вынужден сделать выбор. В истории он остался как выдающийся тенор русской оперной сцены.
Всем успехов - а я остаюсь искренне Ваша, Умная Эльза!
#собинов #опера #культура #музыка