22 по счету буква кириллицы — Ф. Это воплощение несправедливости, непризнания и гонений. Наши предки такой буквы вообще не знали. Ее просто не было в праиндоевропейских языках. Появившись в латинском и греческом, позже она позаимствована славянами.
Буква с тяжелой судьбой
По частоте употребления Ф занимает 31 место среди всего алфавита. Теперь понятно почему. Только 1,65% русских слов начинается с Ф. До сих пор буква Ф встречается исключительно в заимствованных словах, а в исконно русских употребляется лишь в звукоподражании, например «фу», «тьфу», «фыр» и пр.
А вот примеры заимствований:
· греческий — катастрофа;
· немецкий — картофель;
· нидерландский — флаг;
· латинский — федерация.
В кириллице букву Ф обозначали два знака — фита и ферт. Периодически отменяли и ту, и другую, а после революции упразднили обе и ввели Ф, которая существует и поныне.
Ходить фертом не фортели выкидывать
Внешне ферт представляла собой круг, перечеркнутый вертикальной чертой. Ее начертание унаследовала наша современница Ф. Многим она напоминает человека, растопырившего локти и уперевшего руки в бока. Отсюда пошло выражение «ходить фертом», то есть самодовольно, вызывающе, подбоченясь.
А вот у слова «фортель» происхождение иное. Оно произошло от немецкого Vorteilи означает выгоду, преимущество, ухищрение. Раньше выражение было связано с военной наукой и означало воинскую премудрость. Выкинуть фортель сейчас — значит, совершить ловкую проделку или неожиданно и с выгодой устроить какое-то дело.
Дурачина ты, простофиля
И вновь цитата из Пушкина: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!» Русский народ долго не воспринимал чуждую языку букву. Поэтому имена собственные, начинающиеся на Ф, носили презрительный оттенок. Филя, Фофан, Фефела и даже Агафон — имена для простачков, необразованных, неповоротливых, недальновидных людей.
Имя Филя вошло в состав слова простофиля, оно было типичным именем для слуг и простолюдинов. Подтверждение этому находим и в литературе, например, у Фонвизина, Грибоедова, Даля, Достоевского.
У Александра Сергеевича в «Сказке о царе Салтане» буква Ф встречается только в слове флот, а само оно употребляется всего три раза. В «Полтаве» присутствуют два слова: цифра и анафема, а в «Борисе Годунове» их побольше — шесть.
Упомянуть хочу еще про «Федорино горе» Корнея Чуковского и детскую дразнилку: «Дядя Федя съел медведя». Видимо негативное восприятие буквы Ф прочно засело у нас в головах. Вы тоже так считаете?