Павел I был неоднозначным человеком. В его характере уживались безумие и строгость нравов, отчего окружавшие стали его остерегаться, а кто-то и вовсе спешил убраться подальше. Вся жизнь наследника престола, а затем императора Павла I, изложенная в фольклоре, - это история болезни его духа. С чем это было связано, разбирать сегодня мы не будем, но остановимся на одном интересном моменте его биографии, когда Павел Петрович во время прогулки повстречался, по его словам, с призраком своего прадеда, императора Петра I. Когда это было, что могло значить и, самое главное, что хотел от него давно умерший предок?
Впервые с тенью Петра Павел встретился на берегу Невы посреди огромной пустынной площади между зданиями Адмиралтейства и старого Сената, там, где впоследствии был установлен Медный всадник.
Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек, завернутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошел рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идет рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошел впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, - проговорил призрак, - ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.
Если верить этой легенде, то именно Павел предложил Екатерине II место установки памятника великому основателю Петербурга.
С тех пор пугающая тень великого императора постоянно напоминала ему о себе. С постройкой Михайловского замка призрак Петра I надолго прописался в его сырых стенах. Голос Петра не раз слышали обитатели замка, а сам Павел, согласно преданию, не однажды видел тень своего прадеда. Говорили, будто он покидал могилу, чтобы предупредить своего правнука, что «дни его сочтены и конец их близок».
Можно ли верить этим рассказам Павла, считавшегося умственно нездоровым большой частью общества? Тут уж, я думаю, каждый может решить для себя. Эта интересная мистическая история показывает Павла нервным и почти постоянно переживающим человеком, ищущим повсюду угрозу себе и своему правлению.
Почему именно Пётр? Ну кого ещё можно было считать с уверенностью великим и пользующимся авторитетом правителем? Свою мать Екатерину II Павел точно к таким не относил. А основатель столицы и первый в истории России император вполне подходил на кандидатуру умудрённого и всевидящего призрака. По крайней мере, в голове у Павла все выглядело именно так.