К середине 20-х годов британцы вернулись к разработке новых эсминцев на основе опыта Первой мировой войны. Эсминцы англичане строили сериями, как минимум по одной флотилии с более крупным и лучше вооруженным лидером во главе. Проект лидера флотилии первых новых эсминцев типа "А" разрабатывался отдельно. За основу были взяты лидеры военной постройки «Скотт» и “Shakespeare”, использовались и наработки фирм "Ярроу" и "Торникрофт" на экспериментальных эсминцах.
Первый вариант проекта с водоизмещением 2450 тонн, 37 узловой скоростью, 52 000 л.с. силовой установки, пятью 120-мм орудиями Mk.I, был забракован как чрезмерно дорогой и слишком крупный. Доработанный вариант был меньше, количество котлов сократилось с 4 до 3, а главный калибр был заменен на новые полуавтоматические пушки Mk.IX. От эсминцев серии "А" в артиллерийском вооружении он отличался дополнительным, пятым 120 мм орудием, а также дополнительными комфортабельными каютами для штабных.
Лидер получил имя в честь знаменитого английского адмирала-«Кодрингтон». Он стал первым этого имени в Королевском флоте.
Сэр Эдвард Кодрингтон ( Edward Codrington; 27 апреля 1770 — 28 апреля 1851) — британский адмирал. Командующий союзным флотом в битве при Наварине.
Девизом корабля стало "Vultus in hosten" , по английски-"Facing the enemy", "Лицом к врагу".
Заказ на постройку лидера, в рамках бюджета 1927 года, был выдан 6 марта 1928 года верфи Swan Hunter & Wigham Richardson в Уоллсенде. Корабль заложили 20 июня 1928 года и спустили на воду 8 августа 1929 года.
В строй лидер HMS Codrington вошел 4 июня 1930 года.
«Кодрингтон» HMS «Codrington»D65. Swan Hunter, Уоллсенд, Тайн и Уир. Заказан 6 марта 1928 г. Строительство начато 20 июня 1928. Спущен на воду 7-8 августа 1929. Введён в эксплуатацию май 1930 (4 июня 1930 г.). Потоплен авиацией 27 июля 1940. Тяжело поврежден взрывом авиабомбы в Дувре, лёг на грунт, не восстанавливался
(в состоянии постройки)
Водоизмещение стандартное 1540-1564 дл. т ,2012-2044 дл. т полное. Длина 104,54 м (наибольшая), 101,19 м (между перпендикулярами). Ширина 10,29 м. Осадка 3,73- 3,76 м
Двигатели-три Адмиралтейских котла, две редукторные турбины Парсонса , 39 000 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 35 узлов проектная.Запас топлива 430 т нефти. Дальность плавания 5000 миль на 15 узлах. Экипаж 185 человек
Вооружение-5 × 1 — 120-мм/45 QF Mk. IX. Зенитная артиллерия 2×1 — 40-мм/40 2-фунтовые Mk. II QF , 4 × 1 — 7,7-мм пулемётов «Льюис». Противолодочное вооружение 6 глубинных бомб, три бомбосбрасывателя. Минно-торпедное вооружение 2 × 4 — 533-мм ТА, торпеды Mk. IX
В конце мая 1940 года демонтирован кормовой торпедный аппарат и на его место установлено 1 76-мм зенитное орудие.
Как лидер флотилии, «Кодрингтон» был несколько крупнее своих подопечных. Его надстройки были увеличены ради размещения штаба, около 47 дополнительных офицеров и рядовых. Корабль был по водоизмещению больше примерно на 200 длинных тонн, корпус на 6,1 метр длиннее и на 0,3 метра шире.
Для компенсации размера машины были мощнее (39000 л.с.), благодаря чему лидер оказался быстрее своих эсминцев. Проектная скорость при полной нагрузке 32 узла. При максимальной расчетной скорости в 35 узлов, на испытаниях в феврале 1930 года он показал скорость 37,74 узлов. Правда одновременно в турбинах начался нездоровый шум и в дальнейшем его не рисковали разгонять сильно более 35,14 узлов. Цистерны для топлива были увеличены на 40 длинных тонн для сохранения проектной дальности. Общий запас мазута-425 длинных тонн, достаточный для 5000 миль на экономичной скорости.
Турбозубчатые агрегаты и три Адмиралтейских котла составляли силовую установку. Размещение линейное, турбины в общем машинном отделении, котлы в изолированных отсеках.
Из-за более длинного корпуса лидер обладал ужасной маневренностью-на полном ходу диаметр циркуляции у него на 350 метров превышал сей показатель у эсминцев и составлял 896 метров. Это сильно ограничивало маневры флотилии.
Между трубами разместили дополнительное, пятое орудие 120 мм., а зенитные 2-фунтовки установили на корме. Траловое оборудование TSDS на лидере не устанавливали.
Вооружение соответствовало лидерскому статусу- пять 120 мм орудий полуавтоматических Mark IX с длиной ствола 45 калибров на установках CP XVII. Угол возвышения до 30°, скорострельность 10-12 выстрелов в минуту, масса снаряда 22,7 кг, начальная скорость 807 м/с.
Система управления огнем состояла из дальномера и ПУО для эсминцев.
ПВО обеспечивали два 40 мм "пом-пома".
Торпедное вооружение-две четырехтрубных установки QR III 533 мм калибра, противолодочное- три бомбосбрасывателя для 6 глубинных бомб.
Незадолго до начала Второй мировой войны устаревшие торпеды модели Mk.V заменили на Mk.IX.
Лидер вступил в строй в мае 1930 года. Через год службы корабль модернизировали и удалили одну из ступеней в турбинах высокого давления.
В 1938 году лидер встал на ремонт, но в августе 1939 года был готов к войне.
Перед войной «Кодрингтон» вместе со своей 3-й флотилией эсминцев служил в Средиземном море. В начале войны его перевели в метрополию. С 4 сентября он сопровождал транспорты с британскими войсками во Францию. 4 декабря 1939 года лидер доставил английского короля Георга VI в Булонь для посещения Британского экспедиционного корпуса во Франции. 10 декабря он снова принял короля на борт и доставил его в Дувр.
Еще одна миссия была выполнена лидером в январе. 4 января 1940 года он доставил во Францию первого лорда Адмиралтейства У. Черчилля.
5 февраля на борту лидера британская делегация (премьер-министр Невилл Чемберлен, Уинстон Черчилль и несколько высокопоставленных военачальников ) прибыла в Булонь на союзный военный совет в Париже.
В феврале лидер возглавил 1-ю флотилию эсминцев(Харвич), сменив подорвавшийся 19 января "Гренвилл".
После ремонта и переоборудования, в апреле 1940 года лидер принял участие в Норвежской операции в составе Флота метрополии. 9 апреля 1940 года немцы произвели молниеносное вторжение в Данию и Норвегию. Более-менее серьезное сопротивление оказали только норвежцы. Британский флот пытался поддерживать их с моря, уничтожая германские корабли и транспорты, а в северной Норвегии начал высаживаться англо-французско-польский экспедиционный корпус, приготовленный для усиления финской армии в войне с СССР.
Еще 7 апреля лидер вместе с эсминцами Griffin , Jupiter , Electra , Escapade , Brazen , Bedouin , Punjabi , Eskimo и Kimberley и прикрытием из линкоров Ramillies и Valiant , линейного крейсера Repulse и французского легкого крейсера Émile Bertin, был развернут у норвежских берегов. Целью группировки было прикрытие минных постановок на путях транспортировки железной руды для рейха (операция "Руперт").
Однако вскоре им пришлось заниматься и немецким флотом, сопровождавшим десанты в норвежские порты. 14 апреля вместе с эсминцами Acasta и Ardent, линкором Valiant и тяжелым крейсером Vindictive лидер начал сопровождение британских войсковых конвоев в Норвегию.
28 апреля комфортабельные каюты « Кодрингтона» приняли адмирала флота , графа Корк и Оррери и французского генерала Антуана Бетуара . Военачальники провели рекогносцировку района Нарвик для размещения союзных войск. Попутно корабль обстрелял обнаруженные немецкие позиции.
10 мая вермахт начал глобальное наступление на Западном фронте, вторгся в Бельгию и Голландию. Уже 10 мая «Кодрингтон» срочно был переведен в Дувр. 850 км от Скапа-Флоу до Дувра лидер прошел за 23 часа. 11 мая он заправился и вышел на патрулирование бельгийского и голландского побережья.
12 мая оборона голландцев была прорвана и немецкие войска ворвались в «Крепость Голландию».
Лидеру было поручено ответственное спецзадание . 12 мая из Ижмуидена-Эймёйдена (морской порт Амстердама) «Кодрингтон» вывез кронпринцессу Нидерландов Юлиану.
Через пару дней англичане вывезли и королеву Голландии Вильгельмину.
В качестве лидера 1-й флотилии «Кодрингтон» занимался патрулированием побережья и эвакуацией войск Британского экспедиционного корпуса из Бельгии и окруженного Дюнкерка.
В конце мая Дуврское командование начало операцию "Динамо" по вывозу разгромленных союзных войск. 28 мая он принял 866 солдат с пляжей и принял на борт спасенных с потопленных и поврежденных американского транспорта SS Abukir и эсминцев HMS Grenade и HMS Anthony. 29 мая было вывезено 766 солдат, 30 мая 799, 31 мая 909, 2 июня 878 человек. Лидеру везло, особых повреждений он не получил.
За 8 рейсов он вывез в Англию 5 450 человек.
Для эвакуации окруженных войск англичане мобилизовали все доступные военные корабли и гражданские суда, в т.ч. французские и голландские, вплоть до рыбацких лодок. Всего удалось собрать 693 английских и около 250 французских судов, большую часть из которых составляли небольшие рыбацкие шхуны, тральщики, дрифтеры, каботажные пароходы, голландские флейты и прогулочные катера.
Местность препятствовала использованию крупных кораблей и танков. Из кораблей можно было использовать максимум эсминцы.
В ходе операции было эвакуировано 139 732 британских солдата и 139 097 французов и бельгийцев. Еще до операции было вывезено 59 397 человек из Дюнкерка, Булони и Кале.
Союзники потеряли 9 эсминцев, более 200 транспортных судов и 177 самолетов.
Прикрытие операции от наступающих немцев в основном легло на 1-ю французскую армию, 80 тысяч французов слалось в плен только в Дюнкерке. Из-за управленческого бардака французы и последняя группа судов для эвакуации разминулись во времени и пространстве.
Флот, используя почти 1000 кораблей, вырвал более 335 000 человек, французов и британцев, из пасти смерти и стыда. Мы должны быть очень осторожны, чтобы не приписать этому избавлению атрибуты победы. Войны не выигрываются эвакуациями. У.Черчилль.
Благодаря мужеству экипажей британских, французских, голландский и польских кораблей и судов большую часть личного состава удалось вывезти. Безусловно, нельзя говорить о бездействии немцев, "позволивших британцам эвакуироваться". Атаки с воздуха и моря велись очень активно и эффективно, а наступление немцев, хоть и меньшими темпами, продолжалось. За это время немцы пленили капитулировавшую полумиллионную бельгийскую армию и сотни тысяч французов в гарнизонах Лилля и Кале.
Так что "чудо Дюнкерка" в основном-заслуга безымянных героев, в основном французских солдат, защищавших фронт, пока британцы грузились на корабли.
С 3 июня «Кодрингтон» из Дувра патрулировал Ла-Манш, прикрывая эвакуацию британцев из Франции. С 12 июня на нем располагался штаб старшего морского офицера по эвакуации войск из Гавра в Портсмут.
С июля лидер занимался сопровождением конвоев и патрулированием в Ла-Манше. В конце месяца он зашел в Дувр для очистки котлов. 27 июля во время немецкого налета на порт рядом с кораблем взорвалась бомба. «Кодрингтон» был тяжело поврежден и затонул. Экипаж был спасен, только трое было ранено.
Адмиралтейство сообщило о гибели корабля лишь 18 мая 1945 года. Очевидцы сообщали, что обломки корабля были заметны еще в 1947 году.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам