Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы. Волкодавы Черчилля в битве за Север. «Акаста»

Оглавление
Впереди океан… Командир мой спокоен — Безрассудство и риск у него не в чести. Позади караван, Я — корабль конвоя, И обязан свой транспорт домой довести. А мне тесно в строю, и мне хочется боя, Я от бака до юта в лихорадке дрожу. Но приказ есть приказ: я — корабль конвоя. Это значит, себе я не принадлежу. ( А.Розенбаум)

С апреля 1940 года разгорелось жаркое сражение в Северной Атлантике. 9 апреля германские войска практически без боя захватили Данию. Морские десанты были высажены на территории Норвегии. Хотя британский флот готовился к подобному развитию событий и значительная часть Королевского флота находилась поблизости, помешать высадке десантов англичане не смогли.

Для поддержки продолжавшей сопротивление норвежской армии на севере Норвегии был высажен союзный экспедиционный корпус. По иронии судьбы он изначально формировался для помощи Финляндии против СССР, в его состав входили британские, французские и польские войска.

На суше основные бои развернулись в районе Нарвика. В морских боях сошлись Кригсмарине и Королевский флот Великобритании.

Апрельские сражения дорого обошлись Кригсмарине, норвежцы и англичане потопили треть крейсеров(3 из 9) немцев и половину эсминцев (только под Нарвиком 10 штук) германского флота.

Однако судьба Норвежской компании решалась на равнинах Франции. Разгром французской армии заставил командование союзников 24 мая принять решение об эвакуации войск из Норвегии.

-2
-3

"Акаста" стал головным кораблем в серии из восьми эсминцев первого послевоенного стандартного типа. Он был четвертым этого имени в британском флоте. Его постройка обошлась казне в £ 227 621 без учета вооружения, боеприпасов и средств связи.

“Acasta” Н09 John Brown & Company , Clydebank. Заводской №525. Заложен 13 августа 1928 г. Спущен на воду 8 августа 1929 г. Введен в эксплуатацию 11 февраля 1930 г. Погиб 8 июня 1940 г.

"Ardent"Н41 Scotts Shipbuilding and Engineering Company , Гринок , Шотландия. Заложен 30 июля 1928 г. Спущен на воду 26 июня 1929 г. Введен в эксплуатацию 14 апреля 1930 г. Потоплен 8 июня 1940 г.

(в исходном состоянии)

Водоизмещение 1350 длинных тонн (1370 т) (стандартная ), 1773 длинных тонны (1801 т) (полная нагрузка ), Длина 98,5 м, Ширина 9,83 м. Осадка 3,73 м
Двигатели- 2 вала; 2 × редукторные паровые турбины, 3 Адмиралтейских котла, 34000 л.с. , Скорость 35 узлов . Дальность 4 800 морских миль при скорости 15 узлов . Экипаж 134 человека , 143 (1940)
Вооружение: 4 одиночных 4,7-дюймовых (120-мм) пушки, 2 одиночных 2-фунтовых (40-мм) зенитных орудий, 2 × 4 21 дюймовых (533 мм) торпедных аппаратов, 6 × глубинных бомб , 3 бомбосбрасывателя

"Achates"Н12 John Brown & Company , Clydebank. Строительный номер 526. Заложен 11 сентября 1928 г. Спущен на воду 4 октября 1929 г. Введен в эксплуатацию 27 марта 1930 г. Затонул в Битве за Баренцево море 31 декабря 1942 г.

Водоизмещение 1350 тонн стандарт, 1773 т полной нагрузки. . Длина 95,1 м между перпендикулярами,98,4 м максимум. Ширина 9,8 м. Осадка 3,7 м.
Двигатели-2 вала, 3 Адмиралтейских котла, 2 редукторные турбины Brown Curtis, 34000 л.с., на испытаниях 35500 л.с. Максимальная скорость 35,25 узла.Экипаж 138 (194 на войне) человек.
Вооружение 3 × 120-мм пушка L / 45 Mk.IX,1 × 76-мм зенитное орудие L / 45 (12 фунтов), 4x1 20 мм Oerlikons .1 × 4 торпедных аппарата 533 мм
1 × 24 РБУ "Хеджехог", до 125 глубинных бомб, 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя. С 1941-РЛС типа 271

-4

-5

После укомплектования "Акаста" был назначен в 3-ю флотилию эсминцев (DF) Средиземноморского флота . 12 июня 1934 года эсминец случайно столкнулся с лидером своей флотилии-"Кодрингтоном" во время учений возле Мальты.

HMS Acasta H09 и "Ardent"Н41 принимали активное участие с сентября 1936 года по апрель 1937 года в блокаде испанского побережья в рамках политики невмешательства в гражданскую войну в Испании 1936-1939 годов. 1 мая 1937 года эсминец Acasta встал на длительный ремонт в Девонпорте (почти на год), во время которого на нем был установлен гидролокатор ASDIC. Новым местом службы стала Ирландия, а затем и Плимут, где его прикомандировали в помощь концерну Vickers-Armstrongs для испытаний системы ASDIC для аргентинского легкого крейсера "La Argentina".

В начале мировой войны эсминец Acasta использовался для сопровождения конвоев в Ла-Манше и на западном побережье. До апреля 1940 года он провел 22 конвоя. “Ardent”-17.

-6

Когда немцы вторглись в Данию и Норвегию, командование английского флота начало стягивать силы в северную Атлантику. Несколько эсминцев типа "А" также включили в состав основных сил Флота метрополии. Конвой NP1, в сопровождение которого 13 апреля был выделен HMS "Акаста", вместо Нарвика разгрузился в Харстаде. В ночь с 29 на 30 апреля "Ардент" и польский эсминец "Блыскавица" перевезли 150 бойцов шотландской гвардии в Будё .

С 9 по 15 мая "Акаста" охранял легкий крейсер "Пенелопа", сильно поврежденный при столкновении со скалой, на пути в Клайд, для ремонта.

Тем временем, ситуация во Франции для союзников перешла в стадию катастрофы. В этих условиях держать норвежский фронт союзники не могли. В ходе операции «Алфавит» начался вывод экспедиционного корпуса. По просьбе командующего союзными силами адмирала Уильяма Бойла Адмиралтейство выделило для прикрытия авианосцы «Арк Ройал» и «Глориес». Бойл , кроме того, располагал тремя крейсерами и десятью эсминцами.

Надо помнить, что сил у британцев на север явно не хватало, в эти же дни шла активная эвакуация Британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка, где для вывоза сотен тысяч солдат были мобилизованы все доступные плавсредства.

Эсминцы включили в состав охранения авианосного соединения вице-адмирала Л. В. Уэллса (авианосцы «Арк Ройял», «Глориес» и 5 эсминцев), которое со 2 июня обеспечивало прикрытие эвакуации британцев, французов, поляков и норвежцев.

6 июня из Нарвика вышел первый конвой с 15 000 военнослужащих на 6 транспортах. Их сопровождал «Арк Ройал».

-7

-9
-10
-11
-12
-13
-14

9 июня оставшаяся часть соединения должна была присоединиться к второму конвою из Нарвика. Но утром 8 июня командир «Глориес» запросил у адмирала Уэллса разрешения на досрочный самостоятельный уход в Скапа-Флоу. И разрешение было получено!

Причина такого решения точно не установлена. По одной из версий (Полмар) на этот шаг толкнуло исчерпание запасов топлива, по второй- срочного разрешения в ходе военного суда требовал личный конфликт командира авианосца капитана Г. Д. Ойли-Хьюза с начальником авиагруппы корабля коммандером Д. Б. Хотом. По третьей версии причиной послужила слабая боеспособность корабля, на котором из штатной авиагруппы осталось всего 6 торпедоносцев "Суордфиш" и 9 истребителей "Си Гладиатор". Загруженные при эвакуации в Нарвике две истребительные эскадры (263-я из 10 "гладиаторов" и 46-я из 10 "харикейнов" ), естественно, были лишь грузом.

В итоге авианосец в сопровождении эсминцев  HMS Acasta и HMS Ardent направился в сторону Британии. В море к отряду должны были присоединиться эсминцы HMS Vanoc и HMS Veteran. Но встреча не состоялась, эсминцы отряд не нашли.

Ситуация в Норвежском море 8 июня 1940 года
Ситуация в Норвежском море 8 июня 1940 года

Планы англичан встретились с планами немцев. Германское командование 16 мая отдало приказ о начале операции "Juno" по перехвату и уничтожению судов, эвакуирующих союзные войска из Норвегии.

Утром 4 июня из Киля для набега на Харстад и уничтожения инфраструктуры и судов для эвакуации, вышло соединение Кригсмарине под командованием адмирала Вильгельма Маршалля в составе двух новейших линкоров ("Шарнхорст" и "Гнейзенау"), тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер" и четырех эсминцев. 5 июня началась бойня- были потоплены британский танкер "Олд Пайонир" (5660 т)и его охрана-вооруженный траулер "Джунипер" и пассажирское судно "Орама"(19840 т). Из воды немцы подобрали 285 англичан. Госпитальное судно "Атлантис", благодаря красным крестам, не тронули.

Затем крейсер и эсминцы были отосланы в Тронхейм на дозаправку, а линкоры продолжили поиск. В 16-46 в 25 милях были замечены корабли, которые в 17-10 были опознаны как авианосец типа «Арк Ройял» и два эсминца.

Англичане встретить надводные корабли противника не ожидали, они шли на 17 узлах, горизонт наблюдателями не контролировался, а самолеты авиагруппы были не готовы к взлету ( в готовности был лишь один «Суордфиш» и звено истребителей «Си Гладиатор»). Авиаразведка не велась, считают, что из-за сильной измотанности летчиков в предыдущих боях. Основным мотивом движения на низкой скорости была экономия топлива, на авианосце работали всего 12 котлов из 18. На полном ходу отряд добрался бы до Скапа-Флоу примерно за сутки и однозначно разминулся бы с немецкими рейдерами. До того как англичане обнаружили противника немцы получили 15 минут форы.

Сигнал тревоги на "Глориесе" прозвучал в 17-20, он увеличил скорость, не меняя, однако, курса, а "Акаста" выставил ему дымовую завесу. На палубу начали поднимать торпедоносцы. "Ардент" получил приказ запросить прожектором принадлежность у приближающихся кораблей.

В ответ в 17-27 "Гнейзенау" открыл огонь из 150 мм пушек. "Шарнхорст" накрыл "Ардент" первым залпом, добившись попадания в носовое отделение 150 мм снарядом. Прикрывшись дымовой завесой, "Ардент" (лейтенант-коммандер Дж. Ф. Баркер) вышел в торпедную атаку на германские линкоры. Стрельба из 120 мм орудий по линкорам была малоэффективной, но эсминец успел выйти на дистанцию атаки и выпустил 4 торпеды. Однако в разогнавшихся до 29 узлов немцев попасть не смог.

-16
-17

Эсминец «Ардент».
Эсминец «Ардент».

Авианосец в это время отвернул влево и передал сообщение об атаке двух немецких линкоров. На палубе лихорадочно готовили к вылету четыре "Суордфиша". Но в 17-32 немцы с 24 км открыли огонь и по авианосцу главным калибром. Уже третьим залпом, в 17-38 "Шарнхорст" добился попадания. 283 мм снаряд, пробив палубу, взорвался в ангаре. На летной палубе начался пожар и самолеты взлететь уже не смогли. Два "Суордфиша", готовые к взлету, взрывной волной сбросило в воду.

«Шарнхорст» ведет огонь по «Глориесу». Фото с «Гнейзенау».
«Шарнхорст» ведет огонь по «Глориесу». Фото с «Гнейзенау».

В 17-42 авианосец увеличил скорость до 26 узлов и, прикрываясь дымовой завесой эсминцев, стал уходить. В это время поврежденный "Ардент" произвел еще один неудачный торпедный залп, а "Шарнхорст" возобновил расстрел английского эсминца из 150 мм орудий.

В 17-56 точное попадание 283 мм снаряда уничтожило надстройку авианосца вместе с его командиром. Однако горящий и кренившийся вправо "Глориес" по прежнему держал скорость. Когда он скрылся в дыму от пожара и завес, немецкие линкоры на время прекратили стрельбу по нему.

-20

Еще одно удачное попадание 150 мм снаряда "Шарнхорста" снизило скорость "Ардента" до 15 узлов, сократившееся расстояние позволило немцам использовать даже 105 мм зенитки . В 18-22 "Ардент" затонул.

"Гнейзенау" продолжал погоню за авианосцем и вторым эсминцем. "Акаста" продолжал активно прикрывать авианосец дымовой завесой, но очередное удачное попадание с 20 км в машинное отделение авианосца лишило его скорости.

"Акаста"(коммандер Ч. Гласферд) до последнего прикрывал авианосец дымовой завесой и отстреливаясь из своих 120 мм орудий, а затем пошел на сближение с линкорами.

«На борту нашего корабля царила мертвая тишина, никто не говорил ни слова. В данный момент корабль полным ходом уходил от противника. Затем посыпался целый град приказов: подготовить все дымовые пиропатроны, оснастить пожарные рукава и так далее. Мы все еще уходили от противника, ставя дымовую завесу, и все наши дымовые шашки горели. Затем капитан объявил по трансляции всему экипажу: „Наверное, вы думаете, что мы удираем от врага, но это не так. Наш товарищ потоплен, „Глориес“ тонет, но мы все-таки покажем им, на что мы способны. Удачи всем“. Затем мы развернулись и нырнули в собственную дымовую завесу. Я получил приказ приготовиться стрелять из аппаратов номер 6 и 7. Потом мы вышли из завесы и повернули вправо, чтобы выпустить торпеды с левого борта. Тут я впервые увидел противника. Если говорить честно, мне показалось, что перед нами один большой и один маленький корабли, и мы были очень близко к ним. Я выпустил обе торпеды из своего аппарата, расчет переднего аппарата выпустил свои, и мы стали ждать результата. Я никогда не забуду раздавшихся криков. В носовой части левого борта одного из кораблей мелькнула яркая желтая вспышка, вверх взлетел огромный столб дыма и воды». Воспоминания матроса Картера, единственного выжившего с эсминца.

В 18-33 немцы добились первого попадания 150 мм снаряда в эсминец. Далее немецкие линкоры расстреливали эсминец практически в упор из всех стволов. Тем не менее "Акаста" успел дать торпедный залп из четырех торпед (упоминается даже о двух залпах). Если "Гнейзенау" удалось отвернуть, то "Шарнхорсту" одна из торпед в 18-39 попала в кормовое отделение, пробив 12 метровую дыру и повредив машинное отделение. У линкора вышли из строя два из трех гребных валов, резко упала скорость, вышли из строя одна башня главного и одна среднего калибра, погибло 48 моряков. "Шарнхорст" принял 2500 тонн воды, осел на три метра и прекратил стрельбу.

Вид с Scharnhorst на горящий HMS Glorious
Вид с Scharnhorst на горящий HMS Glorious
Гибель авианосца «Глориес»
Гибель авианосца «Глориес»

Тем временем "Глориес" в 19-08 перевернулся и затонул. "Акаста", получивший многочисленные попадания, начал тонуть в 19-17. Капитан приказал покинуть разбитый и тонущий корабль, но расчет одного из орудий остался и успел добиться прямого попадания в одну из башен главного калибра. Конечно, немецкая броня выдержала попадание 120 мм снаряда...

Из воспоминаний матроса Картера : "когда я уже находился в воде, то увидел капитана, стоявшего на полуразрушенном мостике. Он достал из портсигара сигарету, закурил её. Мы кричали что бы он спускался, однако он только рукой махнул -"Прощайте и удачи вам!" Прекрасная смерть отважного человека".

Около 19-20 под воду ушла корма, а затем и весь корабль.

Немцы отдали честь подвигу маленького корабля, приспустив флаги, но спасать выживших не стали, незамедлительно отправившись в Тронхейм. На воде оставалось около 900 человек с трех погибших кораблей.

Всего на борту "Глориес" было 1245 человек , на "Арденте" - 161 и на "Акасте" - 160 человек. Число погибших составило 1520 человек (1478 моряков и 42 летчика).

Во время боя линкоры израсходовали 387 снарядов главного калибра («Гнейзенау» – 175, «Шарнхорст» – 212) и 1448 — среднего.

Норвежский траулер через три дня спас 3 офицеров и 35 матросов с "Глориес" и одного матроса с "Акасты"(второй вскоре скончался). Спасенных норвежцы 13 июня высадили в Торсхавне на Фарерских островах. Еще семеро ( пять матросов с «Глориес» и два с «Ардент») попали в плен, их спасли немецкий гидросамолет и норвежские траулеры. Один из двоих моряков с «Ардент»позже скончался от заражения, другой в 1943 году был репатриирован в Великобританию "из-за плохого состояния здоровья" (!!!!!!!!!).

Командир "Шарнхорста" оправдывал непринятие мер по спасению выживших убеждением, что торпеда была выпущена с подводной лодки. Героическая атака "Акасты" заставила немцев отказаться от продолжения операции и второй конвой из Нарвика с 10 тысячами эвакуируемых солдат в сопровождении всего двух легких крейсеров и пяти эсминцев добрался до Великобритании без потерь.

Радиограмму с авианосца приняли на тяжелом крейсере «Девоншир», но в связи с выполнением особой миссии( на крейсере вывозили норвежскую королевскую семью и правительство), он шел в режиме радиомолчания. «Девоншир» и сам удачно прошел в 50 км за кормой у немецких линкоров.

О немецких линкорах -рейдерах Адмиралтейство узнало только после встречи госпитального судна «Атлантис» с британским линкором «Вэлиент». Линкор немедленно ушел на усиление второго конвоя. На поиски рейдеров вышли линкор «Родней» и линейный крейсер «Ринаун».

О гибели же авианосца «Глориеса» командующий Флота метрополии адмирал Чарльз Мортон Форбс вообще узнал из сообщения немецкого радио.

Адмирал Маршалль вышел из Тронхейма для продолжения рейда лишь 10 июня, с линкором «Гнейзенау», тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» и четырьмя эсминцами. Но эффект внезапности был утерян, второй нарвикский конвой уже покинул опасную зону, а самолеты-разведчики сообщили о подходе британских линкоров. Немцам пришлось досрочно прекратить операцию.

Повреждения линкора «Шарнхорст» от торпеды эсминца «Акаста»
Повреждения линкора «Шарнхорст» от торпеды эсминца «Акаста»
Пробоина в борту линкора «Шарнхорст»
Пробоина в борту линкора «Шарнхорст»

По возвращении в Германию, Маршалль был вынужден уйти в отставку из-за резкой критики за срыв операции.

HMS_Glorious_в_сопровождении_эсминца_HMS_Acasta
HMS_Glorious_в_сопровождении_эсминца_HMS_Acasta
-26
-27

Эсминец «Акаста» атакует немецкие линкоры
Эсминец «Акаста» атакует немецкие линкоры

Еще одно знаменательное сражение с участием другого эсминца типа "А"-"Achates"Н12 состоялось 31 декабря 1942 года , во время Новогоднего боя в Баренцевом море.

Боевая карьера "Achates" была связана и с потоплением линкора « Bismarck». Он вошел в состав эскадры (линейный крейсер "Hood", линкор "Prince of Wales", эсминцы "Electra" , "Antelope" , "Anthony" , "Echo" и "Icarus"), вышедшей 22 мая 1941 года на перехват германского линкора в Датском проливе. 23 мая эсминцы были рассредоточены с интервалом 15 км для поиска немецких кораблей. В итоге "Achates" и его систершипы оказались достаточно далеко и от места боя и от места гибели линейного крейсера "Hood".

В июле 1941 года во время операции по бомбардировке Киркенеса эсминец подорвался на мине, потерял носовую часть, погибли 63 члена экипажа, еще 25 получили ранения. Систершип «Anthony» отбуксировал его в Исландию , где был проводен аварийный ремонт.

Во время операции "Факел", при высадке во французской Северной Африке, "Achates" недалеко от Орана обнаружил и атаковал вишистскую подводную лодку "Argonaute". Масляное пятно, обломки и воздушные пузыри на поверхности подтверждали потопление. Так как чуть позже по этому району отбомбился эсминец HMS "Westcot", победу записали обоим кораблям.

HMS_Achates_(H12)Ахатес после замены пушки А на противолодочный миномет Hedgehog
HMS_Achates_(H12)Ахатес после замены пушки А на противолодочный миномет Hedgehog

-30

22 декабря 1942 года эсминец вышел в составе охраны конвоя JW 51B из 15 торговых судов под командованием капитана Р. Сент-Винсента Шербрука в Мурманск. В охранении конвоя шли 6 эсминцев,
2 корвета, 1 тральщик и 2 траулера. Крейсерское прикрытие в составе
HMS  "Jamaica" и HMS  "Sheffield" и двух эсминцев находилось на входе в Кольский залив.

Немцы в ходе операции «Регенбоген» отправили на перехват конвоя тяжелый крейсер "Admiral Hipper" , карманный линкор "Lützow" и шесть больших эсминцев. Еще четыре подлодки занимали позиции у о. Медвежий.

-31

31 декабря 1942 года немецкий отряд атаковал эскорт конвоя. В 9-15 произошел огневой контакт эскорта с двумя немецкими эсминцами. Согласно плана Шербрука эсминцы "Onslow", "Obdurate", "Obedient" и "Orwell" ступили в бой, а "Achates" начал ставить дымовую завесу, чтобы прикрыть суда конвоя. Крейсерское прикрытие получило сигнал о столкновении с противником. Через полчаса на горизонте появился "Admiral Hipper". Он открыл огонь по хорошо различимому на фоне завесы "Achates".

Эсминец получил тяжёлые повреждения, при обстреле погибло сорок членов экипажа и командир капитан-лейтенант Э. Г.Т. Джонс. Командование принял лейтенант Лофтус Пейтон-Джонес. Несмотря на серьезные повреждения эсминец продолжал обеспечивать дымовую завесу над транспортными судами. Когда крен достиг 60 градусов, экипаж был снят траулером "Northern Gem". В 13-30 (по другим данным 13-14) эсминец затонул от полученных повреждений в 135 морских милях к юго-востоку от острова Медвежий. 113 моряков погибли, 81 спас траулер "Northern Gem". Один из спасенных скончался у него на борту.

Оставшиеся эсминцы эскорта умело и дерзко атаковали "Admiral Hipper", пользуясь метелью и дымом. Около 11-00 появились английские крейсера прикрытия и лёгкий крейсер "Sheffield" первыми же залпами накрыл и повредил "Admiral Hipper", заставив выйти из боя. Затем британские крейсера потопили немецкий эсминец Z16 "Friedrich Eckoldt".

Конвой потерял кроме эсминца тральщик HMS "Bramble", но благодаря самоотверженности эскорта ни одно торговое судно не было потеряно.

Ряд моряков "Achates" были награждены за героизм в бою, некоторые посмертно.

Эсминец награжден боевыми наградами «Атлантика 1940-42», «Бисмарк 1941», «Северная Африка 1942», «Арктика 1942» и «Баренцево море 1942».

Эсминец полностью оправдал свой девиз , полученный в соответствии с названием- "Fidus Achates" ( с лат. "Верный Ахат"). Ахат в греческой мифологии-верный спутник Энея, беглеца из разрушенной Трои.

Ахат-часто упоминаемый в Энеиде храбрый троянец, солдат и оруженосец, верность которого его повелителю Энею вошла в поговорку.
Выжившие с эсминца _HMS_Achates_(6105339157)
Выжившие с эсминца _HMS_Achates_(6105339157)

«Акаста»,«Ардент»,«Акейтес» стали примером выполнения долга. Будучи кораблями эскорта, они до последнего, жертвуя собой, сражались за сопровождаемые корабли.

Лучше всего высказался британский историк Стивен Уэнтворт Роскилл:

«Эсминцы проявили исключительную отвагу, пытаясь прикрыть авианосец дымзавесами, но сами тоже были потоплены…». Это про «Акаста» и «Ардент».

«Имя этого корабля можно с полным правом поставить рядом с именами эсминцев «Акаста» и «Ардент», погибших в героической схватке с противником при защите авианосца «Глориес» в Норвежском море». А это про «Акейтес».

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам