Рыцарский орден? Вольный город? Владения князя-епископа? Нет, это случаи банальные и широко известные. Рассмотрим более экзотические виды государств раннего Нового времени и позднего Средневековья.
Деревня-государство
В Германии рядом с городами-государствами существовали еще и деревни-государства. Что это такое? Это очень маленькие автономные сеньории – меньше, чем баронство или графство. После Тридцатилетней войны помимо 300 «крупных» государств, представленных в Рейхстаге (имперские князья, вольные города, церковные владения), в Германии сохранялось до полутора тысяч маленьких, но гордых независимых феодов. Карликовые государства находились в руках четырех сотен имперских рыцарей (один дворянин мог иметь несколько таких владений).
Имперский рыцарь сам судил и облагал налогами своих подданных, мог издавать для них законы и даже чеканить монету (если было из чего). Как правило, одно такое «государство» – это деревня с несколькими сотнями жителей.
Эти образования, заметные лишь на крупномасштабной карте, просуществовали вплоть до Наполеоновских войн. В начале XIX века их поглотили (медиатизировали) большие княжества. Особенно много таких «государств» было в юго-западной части Германии (Швабия).
Монастырь-государство
Не всем известно, что рядом с владениями князей-епископов существовали и суверенные монастыри. Эти аббатства были центрами государств со многими тысячами подданных.
Даже в конце XVIII века 23 голоса в Рейхстаге принадлежало аббатам, 4 голоса – аббатисам. Перед началом реформации, когда церковных владений было больше, голосом в Рейхстаге обладало 15 суверенных аббатис.
Случай с независимыми женскими монастырями особенно любопытен. Можно сказать, это матриархальные государства, власть в которых в течение многих веков принадлежала женщинам (монахиням).
Любопытно, правда?
«Государство Шредингера»
Переместимся этажом выше, посмотрим с птичьего на Священную Римскую империю, в рамках которой сосуществовали все эти образования. Империя – подобно кошке Шредингера, не жива и не мертва. Как правило, на картах Европы ее «расчленяют» на княжества (точнее, на крупнейшие из них – то, что уместится на карте). Эти княжества были практически независимы. И все-таки в раннее Новое время империя тоже обладала атрибутами государства – имперские налоги, имперские законы, имперская армия…
Пойди, разберись!
«Сетевое» государство
Такие государства не имели единой территории, но состояли из многих десятков точек, разбросанных на европейском пространстве. И все-таки считаться с ними приходилось! Я говорю о городских союзах.
Самый известный из таких союзов – это, конечно, Ганза. В позднем Средневековье – на пике своего могущества – ее возможности можно было сопоставить с некоторыми королевствами Европы. Ганза могла справиться с Данией, например.
Однако Ганза не уникальна. Гораздо реже говорят о Швабском союзе, которые объединял большие города южной Германии в XIV и конце XV - начале XVI веков. Этот городской союз противостоял крупным германским князьям, обладал общим советом, судом, армией и вел войны, иногда – не без успеха.
Крестьянские республики
Об этих государствах (Фризия, Дитмаршен и в какой-то степени лесные кантоны Швейцарии) я уже писал отдельную статью. Особенно любопытна Фризия: довольно крупная средневековая страна, в которой не существовало рыцарей-феодалов. Было немного духовенства, немного горожан и самое сильное сословие – крестьяне. Вот они, крестьяне, сами собой и управляли!
Город-империя
Помимо множества городов-государств был в старой Европе и один город-империя. Нет, император там не правил, государство осталось республикой – но с истинно имперскими колониальными амбициями. Я говорю про Венецию.
Под властью городской республики с олигархическим строем жило более 2 миллионов человек. Венеции принадлежала половина Северной Италии («Терраферма»), а также обширные территории в Восточном Средиземноморье (например, Крит, Кипр). Эти заморские земли напоминали «классические» колонии европейцев в странах Азии. Однако у венецианцев был здесь мощный противник – Османская империя.
И городской республике приходилось воевать с великой Турцией, иногда – чуть ли не в одиночку (союзники мало помогали). Так было во время Критской войны в середине XVII века: венецианцы много лет блокировали Дарданеллы… Эта война окончилась в пользу османов, но все-таки ситуация довольно забавна: мировая держава четверть века воюет с городом-государством.
Карликовое королевство
Некоторые владения, напротив, могли носить гордое имя «королевства», несмотря на крошечный масштаб. Таким королевством был остров Мэн между Ирландией и Великобританией. Это ведь даже не Наварра! Это 572 квадратных километра («королевство» уместилось бы в пределах МКАД). Правители маленького, но гордого острова сохраняли королевский титул до 1504 года, хотя уже в XV веке остров Мэн принадлежал одной семье английских баронов. В Англии они были баронами, на Мэне – королями.
Диархия
Если в монархии царствует один человек, то в диархии – двое. В отличие от многих других причудливых государств Европы, Андорра сохранилась до сих пор. С 1278 года это княжество является диархией, то есть имеет двойной суверенитет. В тот год сюзеренами горной долины стали на равных правах – испанский епископ Урхеля и французский граф де Фуа. Впоследствии графы де Фуа стали королями Наварры, а короли Наварры – королями Франции. Маленькая долина в Пиренеях продолжала выплачивать сюзеренам «феодальные платежи»: французский король и урхельский епископ каждый год получали из Андорры несколько головок сыра, окороков, куропаток и каплунов (т. е. кастрированных петухов).
После французской революции соправителем Андорры стал французский президент. Андорра настояла на сохранении своей символической дани, пусть и в денежной форме (отменена в 1993 году: тогда это было 960 франков).
Понятно, почему Андорра так держалась за свою «диархию»! Ведь если вами правят два разных правителя, то это значит, что никто не правит: все дела можно решать самостоятельно.
Все мои статьи в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Из грязи в князи, а потом на виселицу. Жизненный путь Пьера де Ла Бросса
Один год в средневековой Германии
Нескучная прогулка по Неглинной: «Эрмитаж» и Сандуны
«Дездемона? Я твой Ромео!» Невежды не дают соскучиться