Официально ленинградской Дорогой жизни считается маршрут от Кокорево (на берегу Ладоги, где стоит знаменитый монумент «Разорванное кольцо») до Кобоны (на другом берегу).
Но самодеятельные «следопыты» ещё в советские времена говорили о том, что ледовая трасса на Ладожском озере была не одна: их было обустроено много.
Подтверждение тому – сотни затонувших автомобилей, которые лежат на дне далеко от официально прочерченной Дороги жизни – в десятках километров от неё. Их не раз обследовали водолазы. С катера или вертолёта в тихую, ясную погоду затонувшие «полуторки» можно различить без труда.
№5 Элементарная арифметика доказывает- дорог было несколько
Простой анализ общеизвестных фактов показывает: один тот маршрут, который обозначен во всех учебниках и книгах о Великой Отечественной, не смог бы справиться с таким потоком грузов.
В первую, самую тяжёлую зиму блокады – 1941-1942 гг., ледовая трасса работала 152 дня. В Ленинград по ней завезли 361 тыс. тонн грузов – по 2,4 тыс. тонн ежедневно. Полуторки имели грузоподъёмность 1,5 тонны. Могли загрузить и две тонны (ко многим машинам сзади цепляли сани-волокуши).
Значит, Ладожское озеро каждые сутки пересекали туда и обратно как минимум, 1200 грузовиков. Также по «Дороге жизни» ездили автобусы, эвакуирующие людей. И танки, выпущенные на Путиловском заводе: они шли своим ходом, волоча за собой свои башни на санях. 1200 ежесуточных рейсов туда и обратно – это очень серьёзная нагрузка для дороги, проложенной по льду озера.
Нужно также учесть, что, когда лёд был тонким, машины нагружались не полностью, и рейсов требовалось больше. Таких нагрузок долго никакой лёд не выдержал бы.
№4 Не трасса, а целый транспортный узел
Поэтому Дорог жизни всё-таки было несколько. Информации об этом не найти в архивах, но современные исследователи (среди которых были репортёры Первого канала и «Комсомолки») по цепочкам затонувших машин нашли ещё несколько маршрутов. Близ посёлков Морья, Ладожское озеро, Леднево они нашли остатки трасс – с просеками и съездами-выездами на озеро, остатки заброшенных ж/д путей.
«Официальный» маршрут Кокорево - Кобона – один из основных, но далеко не единственный. Нельзя было всё время ездить по одному и тому же пути. Лёд терял прочность; координаты становились хорошо известными немецким артиллеристам, и они могли наносить большой урон своими обстрелами (плюс к авианалётам).
Обеспечением Дорог жизни занимались тысячи людей, вынужденных жить прямо на льду – в палатках-опорных пунктах.
№3 Роковая скорость – 35 км/ч
Лёд Ладоги проваливался не только там, где он был некрепким, но и в надёжных местах, где ничего не предвещало беды. После серии необъяснимых потерь за расследование взялись инженеры и учёные-физики. Они установили, что виноват резонанс, возникающий при совпадении скорости грузовика со скоростью распространения волны подо льдом. Водителям запретили передвигаться со скоростью 35 км/час – она провоцировала проломы.
№2 «Ладожский дзот»- как защищались от Люфтваффе?
В некоторых книгах и статьях пишется, что грузовики ходили по Дороге жизни только ночью – чтобы не попасть под авианалёт. Это не так: ледовые трассы работали круглосуточно. Для защиты на льду озера установили зенитные орудия. Но просто так установить на лёд зенитку нельзя: через несколько выстрелов она провалится на дно от отдачи. Строили дзоты: намораживали лёд, укрепляли его арматурой и снова намораживали.
🔵 Единственная девушка в истории России, которая была танковым командиром- как произошла её гибель?
№1 «Гиблое место» на дороге жизни- было ли оно?
Огромное количество затонувших «полуторок» лежит на дне Ладоги в районе Зеленцов (группа островов). Исследователи долгое время думали, что это какое-то «гиблое место». Почему столько машин ушло под лёд именно там?
Но потом местный старожил рассказал: после войны рыболовецкий колхоз стянул тралами «полуторки» в одно место – чтоб не мешали рыбу ловить на привычных «угодьях». А вот ЗИСы сдвинуть не удалось – они тяжёлые, так и остались лежать на своих местах. Но ЗИСов на Дороге жизни было очень мало, как и «Студебеккеров». Основную работу выполнили «полуторки» ГАЗ-АА.
Существует стереотип: на войне русские сильны в самоотверженности и стойкости. Но вот организация и логистика – это не наш конёк. Дорога жизни опровергает это. Люди совершили невозможное: организовали по льду снабжение огромного города. Ведь количество грузов, перевезённых по Дороге жизни за всё время её существования – 1,615 млн тонн. А из блокадного Ленинграда по ней было эвакуировано 1,376 млн человек.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал у нас есть 👉 Телеграм и 👉 сайт. Пишите своё мнение!
Вопрос к читателям:
Как Вы считаете, смог бы продержаться Ленинград без зимних поставок?