Найти в Дзене
Мой XIX век

Как выйти замуж в XVIII веке, если отец против. Часть 1

История брака малороссийской дворянки Анастасии Милорадович уникальна: девушка через суд добилась разрешения выйти замуж без благословения отца.

В конце XVIII века в Малороссии нашлись две дворянки, которые подали в суд на отцов, отказывавшим им в благословении на брак. О той, которая была «первопроходцем» в борьбе с отцом за право быть счастливой женой и матерью, автор канала «Мой XIX век» и хочет вам рассказать.

Картина взята как иллюстрация, так как портретов действующих лиц нет.
Картина взята как иллюстрация, так как портретов действующих лиц нет.

Случай суда между отцом и дочерью – редкий и для XIX века. В семьях глава всевластен, это традиция (почитайте «Домострой» XVI века или «Правила добронравия»), это закон («Устав благочиния или полицейского» от 8 апреля 1782 года определяли отца и мать как «властелинов над своими детьми»).

Бежать из родительского дома и венчаться тайно – хороший сюжет для романтической повести. В жизни беглецы рассчитывали на родительское прощение и благословение после случившегося. Но некоторых не прощали. Тогда венчание признавали недействительным, и всех участников (включая священника) ждали 2 суда: церковный и гражданский.

Суровые родители случались…

Таким суровым родителем оказался Петр Степанович Милорадович. Малороссийский дворянин родился в 1723 году, военная карьера и удачная женитьба в его жизни были. Правнучка Павла Полуботока принесла мужу приданое, сделавшее его богатейшим дворянином Малороссии тех лет.

Запомните этот факт, читатели канала «Мой XIX век», в истории судебных тяжб за право выйти замуж 5281 крепостная душа мужского пола – немаловажный пункт.

Полковнику Петру Милорадовичу стукнуло 46, когда родилась дочь Анастасия, в 50 отец троих детей овдовел. София Степановна Милорадович ушла после родов в иной мир в возрасте 26 лет.

В дворянских семьях в таких случаях девочек принято отправлять на воспитание к родственникам или в пансион. Считалось, что отец не сможет даже при наличии нянь и гувернанток дать правильное воспитание.

Анастасия оказалась под опекой дяди Андрея Степановича и его жены. В июне 1783 года 14-летняя Анастасия приехала в бабушкино имение, село Боровичи, осваивать азы управления имением. Родственники считали это важным для будущей жены и матери семейства. А отец, пока дети жили у родни, дослужился до генерал-майора, в 1786 году вышел в отставку и поселился в своем имении.

Как и любую девушку тех лет, Анастасию нацеливали на замужество: собственная семья, муж, дети – смысл жизни христианки. Возраст у нее – подходящий. В конце XVIII века на Левобережье Малороссии замуж позволяли выходить в 13 лет, хотя по гражданским законам венчали девушек с 16. (Мать Н.В. Гоголя выдали в 14).

Анастасия прожила у бабушки (по матери) несколько лет, ей исполнилось 20, когда начались препирательства между родней по поводу ее замужества.

Представьте себе ситуацию: замуж выходить надо, а женихов нет. Не подходящих по возрасту и богатых, лицом пригожих. А вообще с женихами в Чернигове туго, а в имении бабушки, селе Боровичи - дефицит.

Генерал-губернатор тех мест, А.Б. Куракин так описал ситуацию: «Никто из дворян, кроме чиновников, никогда там не жили; из тех, которые состоят на действительной службе, есть только 4-5, которые женаты».

Посватался же к Анастасии Петровне вполне приличный человек, старше ее на 4 года, Иван Степанович Лашкевич, отставной секунд-майор.

Любила или нет – сие автору канала «Мой XIX век» неизвестно, а придумывать чувства и поступки реальных исторических лиц – не мой удел. Девицы тех лет были весьма стыдливы, в письмах к родным Анастасия Петровна скудно упомянула, что жених ей не противен. И точка!

Отец согласия на брак дочери не давал, поэтому теща (кому теща, а кому бабушка по матери), зять, брат Анастасии и другие родственники переписывались активнейшим образом. Пытались убедить отца дать благословение на брак дочери.

Замуж 20-летняя девица Милорадович хотела по нескольким причинам. Вот их в письмах бабушка, отец и потенциальная невеста упоминали многократно. Поэтому перечислим:

Годы. Как выразилась изящно бабушка, «не к летам, но из лет идет». Отец Анастасии в ответном письме съязвил, что есть способ, через который внучка «скоро помолодеет»: отпишите ей село Боровичи. Крайне терпеливая теща делала вид, что не понимает подколов зятя, и в ответном послании приводила безрадостные судьбы знакомых старых дев. Отца примеры не волновали.

Страх остаться без семьи. Отец и бабушка – люди в возрасте, Анастасия отцу прямо писала: «Боже сохрани, по смерти вашей и бабушки остаться в девках». Незамужние дворянки не могли проживать самостоятельно, даже если у них имелась собственность (дом, имение). Правила приличия предписывали жить с родственниками. В старшем возрасте позволялось жить с компаньонкой.

Страх жить приживалкой у родни. Младшая сестра Мария ушла из жизни в 16 лет, у Анастасии имелся женатый брат:

Брат Анастасии, Григорий Петрович Милорадович, 1765 г.р. Портрет: интернет.
Брат Анастасии, Григорий Петрович Милорадович, 1765 г.р. Портрет: интернет.

Не Митрофанушка из «Недоросля», а наоборот: учился в университете Кёнигсберга под руководством великого Канта, а еще в Геттингене, Лейпциге. 10 лет учебы в лучших университетах Европы даром не прошли, образованный брат в лоб заявил сестре:

«Жду, когда ты у меня детей будешь нянчить».

Т.е. случись что с бабушкой – Анастасия возвращается или к отцу (а он старше бабушки на несколько лет!), или едет в дом женатого брата, воспитывать его детишек. Примеры таких судеб вы наверняка помните из русской классики.

И вот после психологического прессинга перед Анастасией Петровной Милорадович предстал отставной секунд-майор 24 лет от роду, готовый жениться на ней.

Как писала девушка отцу: «явился не противным».

Требовалось согласие отца на брак, а отец не благословлял!

Получив «нет», бабушка благоразумно решила: у отца есть на примете другой жених, более подходящий? Тогда отказать Ивану Степановичу Лашкевичу не грех. Отец и не думал подыскивать мужа для единственной дочери.

Тогда в чем причина отказа отца?

В письмах к теще Петр Степанович Милорадович каждый раз называл иную причину:

  • Не знает господина Лашкевича, его имения, его семьи.
  • Не может расстаться с дочерью (которая то у дяди, то у бабушки живет уже 16 лет! И отца не знает, как и он её.).
  • А вдруг дочери подвернется жених лучше, чем Лашкевич? Хотя откуда жених возьмется в селе Боровичи, отставной генерал-майор не сказал.
  • А потом вообще выдал: есть резоны, которые
«тебе неизвестны, что сей жених ни с какой стороны и ни почему быть тебе не может».
Любецкий архив графа Милорадовича, 1898. С. 58-59

Писать не хочу, при личной встрече скажу. Но ни устно, ни письменно так и не объяснил: почему его дочь не может стать госпожой Лашкевич?

Бабушка, Анастасия Степановна Полуботок, поняла: отец не хочет, чтобы дочь выходила замуж. Женскую судьбу внучки решительно взяла в свои руки: в конце января 1789 года дала согласие на брак внучки с Иваном Лашкевичем. Как принято у дворян, будущий зять поблагодарил ее письменно.

А еще Анастасия Петровна Милорадович подала прошение в суд с просьбой разрешить ей венчание без отцовского благословения.

Но об этом – в следующей статье на канале «Мой XIX век»:

P.S. Если кому-то покажется, что Петр Степанович - необразованный самодур... В одной интернет энциклопедии перечислено, сколько он сделал для Чернигова и какая у него шикарная библиотека, сыну учебу в Европе много лет оплачивал без скандалов.

Другие истории: