Одним из самых серьезных преступлений в Советском Союзе считалось инакомыслие, неизменно приводившее, по мнению партийных идеологов, к измене родине.
Однако чем дальше страна отдалялась от сталинского террора, тем больше появлялось граждан, открыто выражавших несогласие с общепринятыми канонами социализма.
На фоне безудержного роста потери былых ориентиров, возрастало и влияние КГБ, во многом утратившего свои позиции после смерти Отца народов.
В июле 1967 года, Юрий Андропов, уже тогда возглавлявший госбезопасность, добился выделения дополнительных фондов на создание 5-го Управления, занимавшегося борьбой с идеологическими диверсиями противника.
На деле это означало, что если по агентурному сигналу, в комнате студенческого общежития обнаруживали книгу известного во всем мире, но запрещенного в СССР автора, его читатель классифицировался как ярый пособник империализма, поставивший перед собой цель свергнуть существующий строй.
При условии, что тот же студент предлагал почитать роман сокурсникам, начальник подразделения вполне мог рассчитывать на раскрытие антисоветской группы и квартальную премию для всего личного состава.
Одним из подопечных 5-го отдела много лет был художник-карикатурист Вячеслав Сысоев, вставший на скользкую дорожку еще в начале 60-х, работая в макетной мастерской.
Уже тогда гражданин Сысоев разрешал подчиненным слушать иностранные голоса и рисовал шаржи, указывающие на недостатки социалистического бытия.
Пытаясь глубже расколоть монолит советского общества, мерзкий отщепенец даже пытался опубликовать клеветнические наброски в центральной прессе, но, получив отказ, долгое время писал «в стол».
Пик морального разложения пришелся на 1974 год, когда он познакомился с художниками, чьи работы были уничтожены в ходе совместной операции спецслужб, получившей название «Бульдозерная выставка», осенью того же года.
С тех пор его работы выставлялись на всевозможных вернисажах, а в комитете госбезопасности на него завели дело, очень быстро увеличивающееся в объемах, поскольку в папку каждый день помещали новые копии эскизов.
Наконец, в 1979 году, появился повод привлечь Сысоева по 228 статье, поскольку проведенная экспертиза установила, что иначе как порнографией, изображение обнаженной женщины обозначить не представляется возможным.
Получив ордер на арест подозреваемого, сотрудники КГБ неожиданно выяснили, что фигурант громкого дела исчез из поля зрения правоохранительных органов, и объявили его во всесоюзный розыск.
Между тем, Вячеслав Сысоев, не имея ни возможности, ни желания полностью переходить на нелегальное положение, перебрался в Пушкинский район Подмосковья, где прожил около четырех лет.
Такая затяжка по времени объясняется, прежде всего, тем, что сотрудники 5-го отдела, изобличив врага, посчитали свою задачу выполненной и поручили поиск беглого преступника милиции, которая без энтузиазма относилась к заданиям смежников.
Гражданина Сысоева задержали только в 1983 году, когда на партийном троне ненадолго обосновался тов. Андропов, и, быстро осудив, отправили отбывать наказание в Среднюю Азию.
Администрация очень ценила заключенного, поскольку он виртуозно оформлял всю настенную и плакатную живопись, а также вёл лагерную стенгазету.
Надзиратели уважали его еще больше, так как Сысоев, не считая возможным отказаться, делал для них порнографические рисунки, причем настолько ярко и качественно, что через 8 лет, когда в свободной продаже появились журналы «Penthouse» и «Playboy», эти издания были им уже не интересны.
На этом история очередного преступления и наказания могла бы закончиться, но, как оказалось, сотрудников нескольких управлений КГБ ждал впереди настоящий кошмар.
Дело в том, что с января 1984 года, французский еженедельник «Paris Match» начал публиковать карикатуры Вячеслава Сысоева, глубоко оскорбляющие чувства членов секты ЦК КПСС.
Из Кремля поступило категоричное требование установить, каким образом в западной прессе регулярно издаются коробящие разум иллюстрации, датированные свежим числом, если их автор находится в советской режимной зоне.
Были задействованы все силы – от внешней разведки до камерных информаторов, но выяснить ничего не удалось.
Добиться признания привычным методом тоже не представлялось возможным, так как имя Сысоева уже получило международную огласку.
Неизвестно, сколько генералов КГБ и МВД потеряли бы свои погоны, если бы не началась перестройка и скандальный художник не получил вольную. Не поверив в перемены, Сысоев через три года уехал в Германию и только там раскрыл секрет, не дававший покоя многим высокопоставленным чиновникам Советского Союза.
Оказалось, что с 1979 года, с помощью будущей жены, он переправлял свои рисунки в Париж, с условием опубликовать их после ареста, а главный редактор журнала – Роже Терон – выполнил эту просьбу.
По удивительному стечению обстоятельств, художник датировал свои карикатуры 84 годом, просто потому что ему нравился роман Джорджа Оруэлла "1984".
На первый взгляд не понятно, почему Вячеслав Сысоев не вернулся в Новую Россию, после падения коммунистического режима, но это решение он принял в середине 90-х.
Тогда, в берлинском Русском доме готовилась выставка его работ, где много карикатур художник посвятил президенту Ельцину.
За несколько дней до открытия, зал посетил человек с заурядной внешностью и цепким взглядом.
Он, по-хозяйски осмотрев экспозицию, приказал убрать несколько полотен.
Услышав отказ, незваный гость молча удалился, но через полчаса директор Русского дома, находящегося на территории ФРГ, подошел к супруге Сысоева и сказал:
-Если вы не снимете указанные картины, с должности снимут меня.
Стало ясно, что на родине великого Октября изменений не произошло.
ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.
Финская сказка, ставшая былью без помощи Санта-Клауса
Экипаж капитана Йорка - бомбардировка Токио, побег из СССР и возвращение домой
Отдых в Сочи-82 и поездка в Лас-Вегас в том же году
Фундамент беззакония, заложенный тов. Лениным