Сегмент высокодоходных облигаций («мусорных облигаций», ВДО) начал развиваться в 70-х годах в США, и его становление связано с ушлым финансовым авантюристом Майклом Милкеном.
Будучи гениальным продажником, Милкен постоянно рекламировал свои высокодоходные облигации абсолютно везде. На каждой встрече с потенциальным клиентом он кратко излагал свои доводы: риск на рынке облигаций ничтожно мал, удачно диверсифицированный портфель обеспечит высокую доходность, а ликвидность будет возрастать. И ведь работало!
Милкен приносил клиентам миллиарды прибыли. Легкость, с которой он достигал своих целей, в немалой степени объяснялась и тем, что крупнейшие инвестбанки Уолл-Стрит не желали конкурировать с ним, беспокоясь за свою репутацию и отношения с крупнейшими клиентами.
К середине 1980-х годов созданная Майклом Милкеном сеть клиентов-покупателей мусорных облигаций достигла таких размеров, что давала возможность очень быстро привлекать крупный капитал.
Ходили слухи, что Милкен смог всего лишь за час и по телефону собрать 1 млрд долл. для одной быстрорастущей телекоммуникационной компании. На то время это было какое-то нереальное безумие.
Самое забавное, что инструмент высокодоходных облигаций способствовал развитию многих секторов, которые сегодня в экономике США кажутся устойчивыми, например, киноиндустрия и телекомы. Разгадка этого проста — друзьяшки Милкена. Своих пацанов не бросают, поэтому Майкл активно впрягался за корешей.
Майкл отжигал так мощно, что в конце-концов его деятельность была признанной нарушающей закон, после чего он больше не имел права работать на рынке. Пришлось даже в 1990 году заехать в зону на 10 лет за махинации с облигациями.
В 1991 году Милкен получил Шнобелевскую премию по экономике. Это его ничуть не расстроило, были проблемы намного важнее.
Денег Майкла было не много, а очень много. Сколько точно неизвестно, благодаря закрытому образу жизни. Forbes в 2010 году раскопал, что его состояние около 2 млрд. долларов, но это неофициальные данные.
После отсидки бывший король мусорных облигаций знатно угарел по благотворительности. Просто забавное совпадение, что в США для таких людей куча льгот и прочих плюшек.
Критики творчества Майкла Милкена считают, что лавры первопроходца и основателя рынка мусорных облигаций присуждены ему незаслуженно. Ещё в Великую депрессию было что-то подобное. Но это уже незначительные детали.
Шнобелевскую премию просто так не дают.
Это только первый пост в цикле про высокодоходные облигации. В следующих выпусках:
- Как устроен рынок ВДО в России и в США?
- Как лучше покупать мусорные облигации?
- Причём тут шаурма?
Нам ещё есть, что рассказать. Не переключайтесь.
Подписывайтесь на «Канал Бромберга» и прокачивайте свою финансовую грамотность каждый день!