Найти тему

Они учились с Пушкиным: Петр Саврасов

Друзья! Предлагаем вашему вниманию новую публикацию из серии «Они учились с Пушкиным», где рассказываем о судьбах воспитанников первого выпуска Императорского Царскосельского Лицея (1811–1817).



Петр Федорович Саврасов (1799-1830), получив первоначальное домашнее образование, был зачислен в Императорский Царскосельский Лицей.Преподаватели давали Петру исключительно положительные характеристики. Надзиратель по учебной и нравственной части М. С. Пилецкий-Урбанович в 1812 году писал: «Саврасов (Петр), 13 лет. Дарования его весьма основательны и надежны. Кротость, спокойствие духа, благородство, скромность, терпеливость, умеренность, чистосердечие и невинность ясно изображаются на открытом лице его; ибо в нем нет ни тени лицемерия. Он всегда одинаков, чувствителен, когда подаст хоть малейшую причину к неудовольствию; в учении постоянно рачителен и верен в исполнении своих обязанностей; благонравен, не требуя надзора; любит порядок и опрятность; в обращении весьма вежлив, дружелюбен, а к старшим почтителен».
Спустя несколько лет, в 1816 году, директор Лицея Е. А. Энгельгардт подтвердил наблюдения Мартына Степановича: «Совершенно чистый и неиспорченный мальчик, который с момента своего поступления показал себя таким скромным, добродушным и миролюбивым, что покорил как всех учителей, так и учеников». Петр Саврасов не проявлял интереса к литературному творчеству, увлекшему многих воспитанников. Он «охотно, хотя умеренно» участвовал в играх и забавах юношей, которые за цвет волос дали ему прозвище «Рыжий», «Рыжак». Петр Федорович «прекрасный, с чистейшей душой, благороднейший человек», — отозвался о нем сокурсник М. А. Корф.

По окончании Лицея Саврасов получил похвальный лист №2 «с правом на серебряную медаль» и определен прапорщиком в 1 – ю артиллерийскую бригаду. С 1818 года он служил в Москве откуда писал лицейскому товарищу С. Д. Комовскому: «Теперь я начал привыкать к Москве и время провожу довольно весело; вчера был в дворянском собрании, где находилось тысяча с лишком человек; иные танцовали, другие играли в карты, а прочие ходили взад и вперед и смотрели лучшую Московскую публику; вчера там был дневной маскарад и обед, зала преогромная и, можно сказать, единственная в своем роде. Я еще нигде здесь не был, но надеюсь везде быть и видеть все Московские древности».
Петр Федорович Саврасов проявил себя дельным исполнительным офицером; с 1827 года он в чине полковника. Э. А. Энгельгардт, с интересом следивший за судьбами своих первенцев, писал Ф. Ф. Матюшкину: «Рыжая его голова выглядывает между золотыми широкими эполетами, как пламя Царскосельского пожара выглядывало между золотыми главами церкви». (Егор Антонович вспомнил пожар в Екатерининском дворце и Лицее 1820 года).
П. Ф. Саврасов принимал участие в Русско-турецкой войне (1828-1829). Осенью 1829 года Е. А. Энгельгардт сообщал: «Саврасов и Корнилов в походе».
По возвращении в Петербург, жил в бывшем доме А. А. Самборского (современный адрес наб. Кутузова, 4), в котором располагались квартиры офицеров лейб-гвардии артиллерийского батальона. Женат не был.

В 1830 году Петр Федорович был отправлен на лечение в Германию, где 4 августа (23 июля по старому стилю) скончался от чахотки. Похоронен он в Гамбурге. Его ранняя смерть потрясла однокурсников. Баронесса А.В. Розен писала Е.А. Энгельгардту от лица ссыльного И. И. Пущина: «Смерть Саврасова его поразила; в душе пожелал ему светлой вечности… Не стало одного доброго товарища, который кому-нибудь мог быть полезен…».

Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят —
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.

(А. С. Пушкин «19 октября» 1831)

Материал подготовлен Н. В. Тишкевич, ведущим хранителем экспозиций Мемориального
Музея-Лицея и Мемориального музея-дачи А. С. Пушкина.