Найти в Дзене
Бусел

БЕНЗИНОВЫЕ РЕКИ. СТРАШНЫ ЛИ САНКЦИИ БЕЛОРУССКИМ НПЗ?

Оглавление

Вопрос наложения санкций на Беларусь из плоскости теории, похоже, переходит в практику.

Представитель пресс-службы Еврокомиссии Петер Стано 25 мая заявил, что Евросоюз введет целевые ограничительные меры в отношении физических и юридических лиц Беларуси, а также подготовит дальнейшие адресные экономические санкции.

На встрече лидеров стран-членов Евросоюза было принято решение о введении новых санкций против физических и юридических лиц Беларуси. По словам Петера Стано, работа над соответствующими предложениями только началась.

Однако уже 1 июня глава комитета Бундестага ФРГ по экономике и энергетике Клаус Эрнст в интервью «РИА Новости» заявил, что ЕС не обязан «прострелить себе ногу», вводя санкции против Минска, но думать о реакции в ответ на действия белорусских властей в связи с ЧП с самолетом Rayanair необходимо.

НЕМОЩЬ МНОГОВЕКТОРНОСТИ

Несмотря на то что Лукашенко сам напросился на ответные действия со стороны ЕС, возникает много вопросов по поводу эффективности ответа ЕС из-за особенностей белорусской экономики.

Внешняя торговля «лукашенковской» Беларуси, в отличие от внешней политики Лукашенко, не блещет многовекторностью. Годы паразитирования на советском наследстве привели к утрате конкурентоспособности целых отраслей промышленности. Отсутствие капитальных вложений в модернизацию бывшего «сборочного цеха» всего СССР и появление конкурентов белорусских товаров на рынке СНГ поставили на грань банкротства большинство белорусских заводов и фабрик.

В таких условия основным направлением внешней торговли Беларуси стала продажа переработанных минеральных ресурсов, пользующихся высоким спросом. Это нефтепродукты и калийные удобрения. «Бусел» уже писал о том, как Лукашенко обвалил рынок хлоркалия, фактически выстрелив себе в ногу, но прежде всего нас интересуют нефтепродукты, как наиболее ценный актив Беларуси, поэтому тему хлоркалия мы затронем в отдельной статье.

ПРИБАЛТИЙСКИЙ ТРАНЗИТ

Нефтяной экспорт Беларуси зиждется на поставках нефти из Российской Федерации. Несмотря на впечатляющие мощности белорусских заводов, которые могут перерабатывать более 20 млн тонн нефти ежегодно, поставки сырья отличались нестабильностью из-за политических трений Минска и Москвы. Данное обстоятельство неизбежно отражалось на белорусском экспорте, стоимость которого колебалась от 2,74 до 6,48 млрд долларов США в год за последние пять лет.

Официальные данные Белстата
Официальные данные Белстата

70% нефтепродуктов (от 4 до 10 млн тонн в год в зависимости от объема поставок российской нефти) Беларусь ежегодно экспортировала через порты стран Балтии. Это основное направление белорусского нефтяного экспорта.

После публичной порки Литвы, затеянной Лукашенко на фоне реакции соседей на августовские события в Беларуси, объем белорусского нефтяного транзита сохранили только Латвия и Эстония. Весь литовский транзит нефтепродуктов был переведен из Клайпеды в российскую Усть-Лугу. Этому способствовало то обстоятельство, что доставка топлива в Клайпеду осуществлялась железнодорожным транспортом. По заявлению главы крупнейшего терминала Литвы «Терминал навалочных грузов» Игоря Удовицкого,
Литва потеряла от 40 до 60 млн евро доходов ежегодно в бессрочной перспективе.

Сохранение нефтепродуктового транзита за Латвией и Эстонией объясняется не только их сдержанной реакцией, но и тем, что доставка нефтепродуктов в эстонский порт Вентспилс идет по нефтепродуктопроводу Новополоцк-Вентспилс, что существенно сокращает транспортные издержки.

Дальнейшая география поставок белорусского топлива из портов Прибалтики охватывает весь мир: Европа, Северная и Южная Америки, Африка, Аравийский полуостров, Ближний и Дальний Восток.

Таким образом, прибалтийское направление является настоящим «окном в мир» для белорусских НПЗ.

Однако, помимо «прибалтийского маршрута», топливные реки «текут» из Беларуси в Украину, Польшу и Россию.

ЮЖНЫЙ ПОТОК БЕЛАРУСИ

Если прибалтийское направление экспорта нефтепродуктов Беларуси пришлось строить с нуля после распада СССР, инвестируя в перевалочные терминалы портов и налаживая новую логистику, то в случае с Украиной помогло наследство, а именно – нефтепровод «Дружба». Созданный во времена Советского Союза, нефтепровод «Дружба» имел две ветки: «Южную» (с параллельным нефтепродуктопроводом) и «Северную». По «Южной» ветке дизтопливо из Беларуси идет по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии. Северная ветка «Дружбы» предназначена только для поставок сырой нефти по маршруту Беларусь-Польша-Германия.

-3

Совокупный объем южного направления белорусского экспорта, включая Украину, оценивается в размере до 30% от общего объема экспорта.
Поставки в европейскую Польшу осуществляются железнодорожным транспортом. Однако их объем составляет не более 4% от всего нефтяного экспорта Беларуси и направлен на внутреннее потребление польского рынка.

Российское и среднеазиатское направления малозначительны, оцениваются в максимум в 5% от экспорта.

ВЫСТРЕЛ В БЕНЗОКОЛОНКУ

В свете такой зависимости Беларуси от прибалтийского и украинского направлений в случае введения санкций со стороны ЕС транзит белорусских нефтепродуктов кажется весьма уязвимым. Однако только на первый взгляд.

Действительно, санкционное перекрытие традиционных поставок белорусского бензина и дизеля через страны Балтии и Украину вызовет трудности для поставок нефтепродуктов из Беларуси, но так как есть новый российский коридор через порт Усть-Луга, эти трудности будут временными.

В 2016 году ОАО «РЖД» предоставило
скидку в размере 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты северо-запада. Несмотря на то что срок действия скидки истекает в 2025 году, ее дальнейшему продлению ничто не мешает. Поэтому Беларусь может с минимальными издержками перенаправить весь транзит нефтепродуктов в российские порты, которые уже готовы к такому развитию событий.

Основными портами, которые могут принять белорусские нефтепродукты, считаются
Усть-Луга (в 150 км от Санкт-Петербурга), Приморск (конечная точка Балтийской трубопроводной системы) и «Морской порт Санкт-Петербург». Согласно ранее озвученным оценкам Александра Новака, в совокупности российские порты могли бы принять 4-6 млн тонн нефтепродуктов. На самом деле это минимальные оценки.

Нефтеперевалочная мощность Приморска составляет 60 млн тонн в год, текущий объем перевалки в 2020-м составил 49 млн тонн. Новый терминал в порту Усть-Луга имеет мощность 38 млн тонн в год, объем перевалки в 2020-м составил 31 млн тонн. Таким образом,
ближайшие к Беларуси российские порты имеют незадействованный резерв в размере 19 млн тонн в год по перевалке нефтепродуктов, что полностью удовлетворит белорусский экспорт нефтепродуктов.
В случае введения санкций, которые заставят Беларусь обратиться к помощи России, белорусская сторона понесет определенные потери в связи с возросшей стоимостью транспортировки, которая оценивается в размере
до 50% от стоимости прибалтийского транзита. По мнению экспертов, суммарные потери Литвы, Латвии и Эстонии от утраты транзита белорусских нефтепродуктов составят до €200 млн, то есть стоимость транзита через РФ возрастет максимум на €100 млн, что весьма приемлемо, если учитывать многомиллиардные размеры белорусского экспорта.

Но даже в таком случае Беларусь может сократить свои транспортные издержки, задействовав в реверсном режиме мощности балтийской трубопроводной системы, которые проходят через ее территорию.

Уход белорусского транзита в российские порты избавит Лукашенко не только от санкционного давления на транзит, но и от угрозы введения полного эмбарго на экспорт нефтепродуктов из Беларуси со стороны ЕС и США. В таком случае никто не помешает Лукашенко продавать продукцию белорусских НПЗ через российские фирмы-прокладки или по договоренности с российскими нефтяниками маркировать белорусское топливо как российское в российских же портах.

Поэтому введению санкций на белорусскую «нефтянку» в России будут аплодировать стоя. Это станет самым настоящим подарком Кремлю, интегрирующим Беларусь в РФ глубже некуда. В выгоде окажутся все, кроме Европы. Россия получит доход от транзита и перепродажи белорусского топлива, взяв под фактический контроль белорусские НПЗ, Лукашенко в очередной раз покажет дулю Западу. Европе же придется пережить маленький нефтяной кризис из-за непродолжительного ухода Беларуси со своего рынка с последующим ростом цен на топливо – но уже из-за действий России как нового монополиста на топливном рынке ЕС.

Поэтому введение санкций на белорусские нефтепродукты со стороны ЕС будет не только «выстрелом себе в ногу», но и большим подарком для его стратегического оппонента – Российской Федерации.