В России каждый гражданин может получить бесплатное высшее образование в любом вузе — главное, набрать нужный балл на экзаменах и пройти конкурс. Зачем платить еще за какие-то курсы?
И вузовское, и дистанционное образование по-своему важны. У университетского образования есть немало плюсов:
1. Возможность одновременно и социального, и личностного, и профессионального роста.
2. Формирование у студентов своего собственного, интеллигентного мировоззрения.
3. В России немало вузов с сильной профподготовкой, которые выпускают специалистов, востребованных во всем мире.
Но не стоит забывать и о минусах:
1. Большая часть российских университетов — классические бюрократические учреждения со всеми вытекающими последствиями.
2. Политику вузов нельзя назвать гибкой и современной. Более всего ей подойдет определение консервативной.
3. Так как вузы — весьма сложные системы, им трудно быстро перестраиваться на обучение актуальным профессиям, реагировать на изменение спроса на рынках труда.
4. Российские университеты более настроены на классическое образование. Им сложно постоянно обновлять свои учебные программы с учетом современных данных. А в XXI веке каждый год появляются десятки, сотни новых профессий.
5. В вузах много внимания уделяют теоретическим предметам, которые совершенно не пригодятся в реальной жизни. В то время как на обретение практических знаний остается совсем мало времени. Поэтому студенты вынуждены уже на 2-3 курсе искать подработку по своей специальности, чтобы не выпуститься, совсем ничего не умея.
Таким образом, классическое университетское и современное дистанционное образование не конкурируют, а гармонично дополняют друг друга.
Специалист, закончивший и вуз, и курсы востребованнее на рынке труда, чем соискатель, прошедший лишь один формат обучения. Но если институты с откровенно слабой учебной программой и бесполезными профессиями могут беспроблемно существовать на государственные дотации, с курсами такое не проскочит.
Когда онлайн-школа выдает некачественный инфопродукт, она быстро становится невостребованной. Именно поэтому компании в нише EdTech заинтересованы в том, чтобы поддерживать безупречную репутацию:
● предлагают студентам первоклассный образовательный продукт;
● бдительно следят за новыми веяниями на рынке труда, оперативно реагируют на них;
● заключают контракты с самыми лучшими преподавателями-практикующими профи.
А что же с книгами и самоучителями? То, что дают на курсах, легко освоить самостоятельно — в интернете море информации и учебной литературы! Да, возможность есть. Но по сравнению с онлайн-обучением игра не стоит свеч.
1. При самообучении вы составляете программу обучения сами. Отвлеклись, не открывали учебник неделю — и забыли все, что усвоили за месяц. Программу курса составляют профи: у каждой темы есть начало и конец, полученные навыки собираются в цепочки, знания складываются во взаимосвязанную систему — ваша квалификация нарастает.
2. Нет поддержки. На самообразовании вы сами по себе — вам никто не поможет, не подскажет, когда что-то не ясно. Можно, конечно, задать вопрос на тематическом форуме. И получить полярные мнения, а и откровенные насмешки. Это совсем не мотивирует.
3. Человек, далекий от педагогики и преподавания, не сможет «нарисовать» четкий маршрут собственного обучения, который приведет из пункта «незнание» в пункт «знание». Ваше самообучение будет напоминать блуждание без компаса в темном лесу. Вы рискуете заблудиться, сбиться с курса и бросить это непонятное и неведомое. На онлайн-курсе же у вас будут опытные проводники — преподаватели и методологи.
Как и с вузами, онлайн-курсы не конкурируют с книгами и дополнительным самообразованием. Эти сферы лишь дополняют друг друга.