Найти тему
13-й пилот

Орловка. Завтра полёты. Плановая. Самый секретный человек.

Литература лежит всё нужная. И совсем не для кадра выложена. Готовлюсь к полётам, а может - к полёту. Успех в воздухе куётся на земле! В эскадрильском классе холодно. Фото из архива автора.
Литература лежит всё нужная. И совсем не для кадра выложена. Готовлюсь к полётам, а может - к полёту. Успех в воздухе куётся на земле! В эскадрильском классе холодно. Фото из архива автора.

Полк только в этом году перешёл на новую технику. Часть самолётов пригнали бывшие хозяева, а другую часть пришлось собирать с разных мест самим лётчикам полка. Которых спешно для этого переучили. А места эти были на Западе. Это так и здесь называли европейскую часть Советского Союза.

Так что, мы прибыли на готовое. Самолёты были, личный состав имелся, только нас не хватало. Много было молодёжи, а полк нёс боевое дежурство. Поэтому надо было молодую пилотскую поросль побыстрее подготовить к дежурству. Чтобы уменьшить нагрузку на подготовленных лётчиков, которые неделями, а то и месяцами пропадали в ДЗ. А на границе с Китаем было спокойно. Подъёмов с дежурного звена почти не было. Так, иногда, для тренировки офицеров боевого управления. И, чтобы лётчики сильно не расслаблялись. А то спят там дни и ночи!

Раскачиваться нам не дали. Стали на все виды довольствия и вперёд. Исписали кучу бумаги, сдали много зачётов. Облетели на вертолёте район полётов и полигон. Ознакомились. Всё. Планируетесь начать освоение новой машины на следующей лётной смене. Планируетесь — от слов «плановая таблица полётов». Мы начнём летать.

Как проходит день предварительной подготовки?
У каждого есть личный план подготовки на целый год. У нас он у всех одинаков пока. Мы опять начинаем с вывозных полётов по кругу, в зону, под шторкой. Тут даже не обязательно подавать свою заявку в плановую таблицу. Командир звена и так знает наш план. У всех нулевой уровень.
Заявка пишется на черновике плановой таблицы слева от фамилии. Если твоя фамилия в этот черновик занесена. Пишешь номера упражнений по КБП. Пишешь по максимуму. Больше, чем НПП позволяет по нагрузке пилота в одну смену. Может увидят этот крик души лётчика. И дадут ему полную загрузку на смену. Надежды юношей питают…

Проходит постановка задачи личному составу полка на полёты. Командиром полка. Под запись на магнитофон. Пилоты присутствуют все, офицеры боевого управления. От ИАС и остальных служб — представители. Внимательно заслушивают метеосводку на лётную смену и командир определяет основной вариант лётной смены. Исходя из погоды.

А погода для полётов имеет четыре варианта: ПМУ, СМУ, минимум погоды и нелётная. Поэтому и рисуются три варианта плановой таблицы. Вариант, который хочет летать командир полка, рисует его зам. Вариант, который прогнозировал метеоролог, рисует комэск №1. А самый маловероятный вариант — тот, кто начинает учиться рисовать плановую.
Ой, не бросайте в меня тапки, мастера плановых таблиц! Такой способ распределения плановых таблиц возможен. А в жизни было много всяких… командиров… и способов.

Оглашается количество самолётов, которые ИАС может выдать на смену. А лётчики все претендуют на вылеты. Кроме тех, кто уже запланирован в ДЗ или наряд. Полёт длится от 30 до 45 мин, а подготовке самолёта отводится 40 мин. А смена продолжительностью 7 часов. Как правило. Не больше в ИА.
Из соотношения самолёто-вылетов за смену и лётчиков выводится среднее число заправок на пилота.

Это — вероятность. На деле одним планируется по максимуму, а другим — что останется. По другому не получается. Лётчиков всегда больше, чем самолётов. Самолётов мало. В ДЗ стоят, на ремонте, на регламенте, на доработке… Это всё в минус из плановой таблицы. Если получается выделить на смену резервный самолёт, то это — счастье. Но не для техника этого самолёта. Кто-нибудь помнит такой случай, чтобы резервный самолёт всю смену простоял? Мне такого не припомнить.

Назначается время полкового контроля готовности личного состава к полётам. Всё расходятся по рабочим местам. Лётчики - в эскадрильские классы. Готовиться к полётам. К этому времени основной вариант черновика плановой уже готов, доводится перечень упражнений на смену каждому лётчику. Которые начинают рисовать схемы упражнений в Тетрадь подготовки к полётам.

Кусок плановой таблицы на полёты. Фамилии лётчиков затёр, хотя никто уже из них давным-давно не летает. Да и вряд ли - служит. Год не 79-й, а 90-й. И полк - Цхакаевский. Фото из свободных источников. С. Растворов у себя в ОК выкладывал.
Кусок плановой таблицы на полёты. Фамилии лётчиков затёр, хотя никто уже из них давным-давно не летает. Да и вряд ли - служит. Год не 79-й, а 90-й. И полк - Цхакаевский. Фото из свободных источников. С. Растворов у себя в ОК выкладывал.

Весь Курс боевой подготовки перенесён на ватман и хранится у замкомполка. Методическая схема - это документ. В классе присутствуют эти схемы основных упражнений на смену на ватманских склейках размером 1,8х2,2 м. Методически правильные и высочайше утверждённые. С печатью. С грифом секретности. Их надо перерисовать со всеми режимами себе в тетрадь. Если ты будешь летать это упражнение. Запомнить всё. Хотя бы для полкового контроля готовности. Перед полётом можно нарисовать схему на наколенном планшете и подглядывать в неё во время полёта.

Всё, что касается самолёта, его вооружения и прочего — секретно. У нас есть допуск к секретным и совсекретным документам. В полку имеется «секретка», где хранится всё самое секретное. Заведует ею прапорщик. Страшная фигура! Хотя, мне всё больше забавные помнятся. Ну, я-то, человек ответственный. Боже упаси нарушить приказ 010! Не спал, не ел, когда мне выпадала очередь получать этот чемодан. Моргать боялся, чтобы не выпустить из поля зрения литературу секретную.

В каждой эскадрилье есть дежурный секретчик из лётчиков, который приносит в эскадрильский класс секретный чемодан. Там достаточное количество Инструкций по эксплуатации самолёта (впоследствии — РЛЭ), аэродинамика нашего «махолёта», тактика, опыт боевых действий, Боевой Устав и прочее. Не помню весь перечень. Достаточно литературы, чтобы качественно подготовиться к полётам. Брали литературу без особых бумажных заморочек. Ведь все свои! Но надо было бдить, чтобы никто не выносил литературу из класса на перерыве и не бросал на столах без присмотра. Лучше, конечно, выдать под запись. Пусть себе несёт куда хочет.

Подготовка идёт внутри звеньев. Командир звена уточняет методику, разъясняет, делится опытом. Перед обедом проверяет готовность звена к полётам и расписывается у каждого в Тетради подготовки к полётам. После обеда проходит эскадрильский контроль готовности.

К этому времени готов уже Журнал контроля готовности, где расписаны вопросы лётчикам по аэродинамике, тактике, знанию авиатехники и вооружения. Наконец, по конкретным упражнениям и особым случаям при этом. В процессе контроля в этом журнале появятся фамилии лётчиков и оценки. Иногда фамилии появляются заблаговременно, чтобы лётчики подготовили полные ответы. В лучшем случае эти вопросы сразу распределяются между пилотами, в худшем — их называет сам комэск на контроле по своему усмотрению. Всё зависит от степени иезуитства командира эскадрильи. Контроль готовности в эскадрилье заканчивается и эскадрилья переходит в класс, где будет идти контроль полковой.

На столе командира полка уже лежит полковой Журнал контроля готовности. Схема та же самая, что и в эскадрилье. Всё зависит от степени иезуитства зама, который отвечает за подготовку Журнала с перечнем вопросов.
Теперь к лётчикам эскадрилий присоединяется вся группа руководства полётов. Они тоже участвуют в контроле. Всё, как в школе: большая классная доска, учитель за столом, лётчики выходят к доске, отвечают устно, письменно. Доска исписывается графиками, формулами, схемами.
От общих теоретических вопросов переходят к конкретным упражнениям и Особым случаям в воздухе. Речь о всяческих отказах.

Действия лётчика расписаны в Инструкции. Но там общий порядок, а в полёте начинается конкретика. Например: отказ двигателя может произойти в горизонтальном полёте или кверху попой. В перевёрнутом положении. Тут уже начинаются варианты. А если высота: малая, средняя, стратосфера. А если скорость: дозвуковая, сверхзвуковая. А теперь сочетание этих всех факторов во всех комбинациях. Сколько получится? Даже считать не буду… Это ещё не все неизвестные.

На контроле готовности и отрабатываются одна из конкретных комбинаций этих факторов. И здесь уже участвует Группа руководства полётами. Все доклады идут через неё. Руководитель полётов тоже должен знать действия лётчика и оказать ему всемерную помощь. Подсказками. Успокоить. Вселить уверенность. Или дать команду покинуть кабину истребителя. Отправить поисковую команду. Ох, как это всё сложно устроено! И сколько слабых мест.

Бывает и такое, что обсуждение заходит в тупик или начинает разветвляться на варианты. Приводятся конкретные случаи, подключается опыт, интуиция. Тупика не может быть. Командир всех выслушает и примет решение как надо действовать в этой ситуации. Он самый опытный в лётном плане. Правильно или неправильно, это покажет время. Или не покажет. Но вопроса на Контроле готовности без ответа не должно остаться. Лётчик должен знать, как действовать. Хотя бы на земле. А в воздухе… Там ему придётся действовать на свой страх и риск. По аналогии.

Так, вопросов нет. Всем по домам!
Лётчики расходятся по эскадрильским классам. Команда дана для комэсок. Теперь от них зависит, когда лётчик окажется дома. Перед лётным днём на службе нас не держат. Дают время на отдых в семейной обстановке.
Подходит автобус и народ начинает грузиться.
Пора и нам узнать как провели время жёны. Погреть их. В квартире 8 градусов. Если не включать обогреватель.
Домой!