Наряду с известными королевствами Европы, большими и маленькими, сильными и слабыми, в историческую эпоху Средневековья существовал ряд государств, сейчас практически оставшихся неизвестными широкому кругу читателей, в том числе и интересующихся историей.
В наши дни лишь названия исторических областей некоторых стран напоминают о том, что здесь некогда было отдельное королевство, княжество или герцогство. Такие некогда заметные державы как королевства Наварра, Арагон, герцогство Бургундия, и сейчас довольно популярны в обсуждении, поэтому в данной статье они упомянуты не будут, рассмотрим менее известные и почти совсем забытые европейские державы, как независимые, так и не очень.
Королевство Сремска Кральевина Стафана Драгутина.
В 1276 году сербский королевич Стефан Драгутин из династии Неманичей, восстал против своего отца короля Сербии Стефана Уроша I и заставил того отречься от престола в свою пользу. Король ушел в монастырь и скончался уже в следующем 1277-ом году. Однако долго править всей Сербией неблагодарному сыну не удалось, уже в 1282 году сербские аристократы потребовали и от него отречения – в пользу младшего брата Стефана Уроша Милутина. Причины и предпосылки произошедшего не совсем ясны, лишь предполагается, что было восстание против короля, причем младший брат в нем не участвовал и по-видимому, даже не слишком стремился к царствованию.
Новый король отрекся от престола в пользу брата. Но в отличии от отца Стефан Другутин не собирался ни в монастырь, ни в изгнание, из чего можно предположить, что сторонников у него было не мало, а начинать гражданскую войну с братом он не хотел. Было найдено, может быть, странное компромиссное решение – Сербия была фактически разделена на две части, собственно, Сербию и Сремска Кральевина в ее северной части, где королем так и остался Стефан Другутин.
То воюя с братом, то заключая с ним мир, Другутин правил своими землями до 1314 года, пока не принял решение добровольно уйти в монастырь и постричься в монахи, оставив престол нового королевства Сремска Кральевина своему сыну Стефану Владиславу. Также у Драгутина был еще один сын Стефан Урошич, но он скончался в 1315 году. До смерти Другутина в 1316 году у его сына, второго (и последнего) короля Сремска Кральевина особых трудностей не было. Но вскоре после смерти отца Стефан Владислав был схвачен своим дядей королем Сербии Стефаном Урошем Милутином и заключен в тюрьму. Одним из камней преткновения между братьями еще при жизни Драгутина был вопрос дальнейшего наследования сербской короны – Другутин отрекся в 1282 году только за себя лично, с тем условием, что его сын будет королем после дяди.
Вполне ожидаемо, что имеющий собственных сыновей Милутин, отнюдь не жаждал передавать корону племяннику. Впрочем, скоро Владиславу удалось бежать и восстановить свою власть в Сремска Кральевина. Он продолжал быть фактически независимым королем до 1325 года, пока не потерпел окончательное поражение от двоюродного брата, нового сербского короля Стефана Уроша III, и умер в изгнании в 1326 году в Венгрии. В браке с венецианкой Констанцией Морозини детей у Владислава не было, и королевство Сремска Кральевина, просуществовавшее менее 50 лет, исчезло с карты Европы. Его земли были поделены между Венгрией и Сербией.
Силезские княжества.
Сейчас Силезия - это историческая область в основном, в составе Польши, также небольшие территории находятся в составе Чехии и Германии. Польша получила большую часть Силезии по итогам Второй Мировой Войны, несмотря на то, что эти земли и находились в составе немецких государств (Австрийской и Германской империй) с начала XVI века, процесс германизации населения шел очень медленно, дворянство и в большей мере крестьяне оставались славянами, немецкие поселенцы предпочитали обосновываться в городах. Лишь после захвата Силезии Фридрихом II Великим, ее население стремительно германизировалось и к началу XX века немецкий язык господствовал уже на всей территории исторической области.
Но в прошлом, именно представителям польской королевской династии Пястов еще в XII веке, был предоставлен исторический шанс создать на месте этих славянских земель независимое отдельное государство, но с самого начала все пошло наперекосяк. В 1163 году Силезия, по настоянию германского императора Фридриха I Гогенштауфена, была отдана Польским княжеством трем сыновьям польского князя Владислава Изгнанника (утратившего права на польских престол, что понятно по его прозвищу), как наследство их отца. Может возникнуть резонный вопрос - но почему трем сыновьям, а не одному самому старшему из них?
В этом и заключается ключевая особенность наследования феодальных земель в Центральной Европе, из-за которой на протяжении долгого времени там не сформировалось сильных и крупных государств, за исключением Австрийской империи, которая также поначалу испытывала много проблем. Так называемый майорат не был распространен в этой части Европы и наследство феодала делилось примерно поровну между всеми его детьми, лишь старшему доставалось несколько больше.
Так произошло и с Силезией – у самого младшего брата Конрада Тонконого наследников не было, зато у двух старших – Болеслава и Мешко их количество росло с каждым поколением. И вместо того чтобы на месте Силезии сформировалось сильное и независимое, как и от Германской империи, так и от Польши, государство, там с каждым поколением Силезских Пястов прибавлялось и отдельных княжеств.
В первой половине XIV века этих княжеств было уже 19 общим числом – 18 светских и одно епископство. Все они признали над собой власть Чешской короны. Из-за связей с Германией и измельчания рода Силезские Пясты были полностью лишены прав на польскую корону Пястов. В начале XVI века Силезия вошла в состав Священной Римской Империи, а линии Пястов угасали она за другой, и княжества переходили по женским линиям и завещаниям в руки чешских и немецких аристократов. И уже в 1675 году скончался последний владетельный силезский князь-Пяст.