Найти тему
Петр Власов

Асы 1МВ: первый и единственный ас Турции

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

В военно-воздушных силах Турции свой первый ас появился в 1916 году. Правда, этот летчик по национальности был не турком, а немцем…

Уроженец Пруссии Ганс-Иоахим Буддеке (Hans Joachim Buddecke; 1890-1918) согласно семейной традиции в 14-летнем возрасте вступил в кайзеровскую армию и стал кадетом. После 6 лет обучения он получил в 1910 году лейтенантские погоны и начал службу в 115-м пехотном полку лейб-гвардии. Однако в 1913 году молодой перспективный офицер вдруг круто изменил свою жизнь. Увлекшись авиацией, Буддекке уволился со службы и уехал в США. В Америке он устроился на работу к своему дяде - владельцу автомобильного завода. Работая с автомобилями, Ганс-Иоахим глубоко изучал механику, при этом откладывая большую часть своей зарплаты на покупку собственного самолета. Накопив достаточно средств, Буддекке купил себе французский моноплан Ньюпор, и приступил на нем к обучению полетам. Освоившись в воздухе, практичный немец задумал основать фабрику по производству самолетов – стремительное расширение круга энтузиастов авиации в те годы обещало предприимчивому пруссаку хорошую прибыль.

Однако – не сложилось. Стать богатым фабрикантом Гансу-Иоахиму помешал его патриотизм. Узнав о начале 1-й мировой войны, уже было освоившийся в Соединенных Штатах Буддекке, немедленно бросил все, оставив мечты о бизнесе, чтобы вернуться на родину. Переплыв Атлантический океан на греческом пароходе «Афина», Буддеке под чужим именем высадился в Палермо (Италия), а оттуда добрался до Германии, и вступил в ряды германской авиации. Уже в сентябре 1914 г Ганс-Иоахим принял участие в боевых вылетах на Западном фронте. Поначалу его, как офицера, определили в наблюдатели, но Буддеке совершенно не желал «летать пассажиром». Доказав начальству свое умение пилотировать аэроплан, Ганс-Иоахим переквалифицировался в пилоты. Теперь он служил летчиком в авиаотряде FA-23. Когда же в эту часть поступил первый экземпляр первого германского истребителя Фоккер «Айндеккер», именно Буддекке получил этот единственный на тот момент в FA-23 самолет. Получил, несмотря на большую конкуренцию – все пилоты отряда желали летать на «Айндеккере». Но истребитель начальство передало Буддекке: по настоянию его лучшего друга Рудольфа Бертольда, который предложил учесть богатый опыт полетов Ганса-Иоахима на легких одноместных монопланах. Тогда Бертольд еще не подозревал, что это предложение спасет ему жизнь. Ведь первую воздушную победу 19 сентября 1915 г. Буддекке одержал, сбив британский аэроплан Ве-2с, атаковавший именно Бертольда.

Сохранились даже некоторые подробности той схватки. Буддеке открыл огонь по британцу с дистанции 200 метров и стрелял, пока не оказался от противника в 10 метрах; его пули разбили пулемет наблюдателя и поразили пилота вражеского самолета. Тем не менее, оставшийся без пулемета и пилота в неуправляемом самолете наблюдатель Ве-2с капитан Стотт не прекратил сопротивления. Выхватив из кобуры пистолет, он стал отстреливаться от немца, пытаясь попасть в Буддеке. Как на грех, в этот момент у Буддеке заклинило пулемет, и Ганс-Иоахим начал маневрировать, одновременно пытаясь исправить оружие. Британский же аэроплан, оставшийся без управления, стал заваливаться, и Стотт, прекратив стрельбу, перевесился в кабину убитого пилота, схватил штурвал и попытался выровнять машину. Но тут пулемет Буддеке опять заработал, и немец вновь открыл огонь - практически в упор, целясь в желтый кожаный плащ британского наблюдателеля. Стотт выпустил управление, и его аэроплан рухнул на землю возле Санкт-Квентин. Буддеке, приземлившись на аэродроме, тут же бросился на автомобиле к месту крушения британца. Там, среди обломков, его встретил… невредимый капитан Стотт в изрешеченном реглане! Англичанин отправился в плен, а Буддеке официально засчитали первую воздушную победу.

23 октября и 11 ноября Ганс-Иоахим сбил еще 2 Ве-2с; при крушении второго самолета выжил и попал в плен его наблюдатель – лейтенант У. Лоуренс (брат знаменитого «Лоуренса Аравийского»). Еще одну победу над Фарманом, заявленную Гансом-Иоахимом в декабре, он не смог подтвердить.

-2

А в январе 1916 Буддеке был направлен германским командованием в Турцию - в рамках взаимопомощи, для обучения турецких пилотов полетам на истребителе Фоккер «Айндеккер», который немцы поставляли турецкой авиации. Однако в Турции Буддеке не ограничился только «учительскими» функциями - он принял активное участие в боях за Дарданеллы, осажденные британским военно-морским флотом. Действия кораблей Гранд-Флита поддерживали две английские авиаэскадрильи, базировавшиеся на Галиполийский полуостров; с ними-то в основном и сражался Буддеке. Здесь, на новом для себя фронте, Буддеке тут же продемонстрировал свои способности. Буквально сразу после приезда, 6 января, Ганс-Иоахим одержал первую для турецких ВВС победу - сбил британский Фарман из 2-го авиакрыла Королевского флота. Этот самолет упал на мыс Норорс, и потому победу удалось официально подтвердить (в отличие от еще двух британских Фарманов, сбитых в тот же день Гансом-Иоахимом над морем, и пропавших в глубине).

9 и 11 января история повторилась: «турецкий пруссак» «завалил» еще два Фармана, и оба – над морем. Соответственно, исчезнувшие в глубинах вод победы Буддекке подтвердить не смог…Затем с 12 января по 4 апреля Ганс-Иоахим одержал над Дарданеллами еще 6 побед, из которых смог подтвердить лишь половину – те 3 Фармана, которым «повезло» рухнуть на берег. Таким образом, общий счет Буддекке в турецком небе составил 4 подтвержденных и 6 вероятных побед. А с учетом трех сбитых им самолетов на Западе общий счет Буддекке составил 7 официально подтвержденных побед, что дало ему даже по жесткой германской системе право на почетный титул «каноне» (так немцы называли своих асов). Турки, восхищенные успехами своего союзника, прозвали Ганса «Аль Шахин» - «Охотничий сокол», и наградили его золотой медалью «Лиакет». Германское командование так же оценило успехи аса, наградив его Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов, и самой желанной наградой для любого германского военнослужащего - голубым Крестом «Pour le Merite» (Буддекке стал третьим (!) среди летчиков кавалером этой высшей военной награды Германии).

-3

Буддекке служил под знаком полумесяца до конца августа 1916 года – пока германское командование не отозвало его назад в Германию. Вернувшись на Западный фронт, повышенный в звании Ганс-Иоахим возглавил формирующуюся истребительную эскадрилью Jasta-4. Над Францией за сентябрь 1916 Буддекке сбил еще 3 британских аэроплана. Однако теперь он поднимался в небо редко – ему больше приходилось разбираться с административными, хозяйственными и учебными делами своей эскадрильи. Тем временем турки, не забывавшие своего «Охотничьего сокола», буквально бомбардировали немецкое командование просьбами вернуть Буддекке в состав турецких ВВС. И в результате в декабре 1916 «Сокол» опять оказался в Турции. Здесь он возглавил отряд FA-5. Правда, к тому времени сражение за Дарданеллы давно закончилось победой турок, и бои на этом участке практически затихли. Поэтому Буддекке только раз 30 марта 1917 г встретился здесь с противником, пополнив в тот день свой счет еще двумя подтвержденными победами над английскими самолетами. Осталоьное же время в течение всего 1917 года он занимался обычными служебными обязанностями командира авиационного подразделения.

-4

Лишь в начале 1918 года немецкое командование вспомнило наконец-то о своем турецком асе, и отозвало его во Францию. Здесь Ганс-Иоахим вновь встретился со своим старым другом Рудольфом Бертольдом, которого спас в 1915 году. Бертольд, ставший к тому времени командиром эскадрильи, добился перевода Буддекке в свою Jasta-18, сделав его своим заместителем. Однако воевали друзья вместе недолго. К тому времени условия воздушной войны на Западном фронте настолько изменились и ужесточились, что потерявший за год почти мирной жизни навыки ведения боя Буддекке оказался теперь уже не асом, а неопытным новичком. Новые самолеты с непривычно высокими для Буддекке скоростями и маневренностью, поднаторевшие в многочисленных воздушных боях обладающие огромным опытом пилотирования летчики противника практически не оставляли «турецкому соколу» шансов на выживание. Буддекке смог уничтожить в 1918 году только один британский истребитель (19 февраля - Сович «Кэмел»). А 10 марта его самого сбили «Кэмелы» из 3-й морской эскадрильи Великобритании (той самой, которую в 1916 году Буддеке здорово «пощипал» над Дарданеллами).

На момент гибели на счету Буддеке числилось 13 официально подтвержденных сбитых вражеских самолетов; еще 7 вероятных побед летчик не смог доказать.

1МВ: тройка самых результативных русских асов

1МВ: лучшие асы противника на русско-австро-германском фронте

1МВ: тройка лучших французских асов

1МВ: тройка лучших асов Италии

Асы 1МВ: тройка лучших тевтонцев

Асы 1МВ: "Красный черт" британской авиации

Асы 1МВ: немецкие крылья французского дракона

1МВ: тройка лучших асов Великобритании

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории