Найти тему
Петр Власов

1МВ: лучшие асы противника на русско-австро-германском фронте

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

В отличие от летчиков-истребителей Западноевропейского фронта, многие из которых имели на своем счету по несколько десятков побед (самым результативным асом там был Манфред фон Рихтхофен, сбивший 80 аэропланов), пилоты, сражавшиеся на русско-австро-германском фронте, добились намного более скромных результатов. Как и русские авиаторы, ни немецкие, ни австрийские летчики Восточного фронта похвастаться «запредельными» боевыми счетами не могли. И этому был целый ряд объективных причин.

Из-за того, что авиапромышленность в Австрии была развита очень слабо, а Германия главным для своей авиации считала западное направление, на протяжении всей Первой мировой войны ни у немцев, ни у австрийцев на Восточном фронте не было большого количества самолетов. Поэтому здесь никогда не разыгрывались масштабные воздушные сражения, сопоставимые с массовостью воздушных битв Западного фронта. Встречи авиаторов противоборствующих сторон на Русском фронте были относительно редки, и далеко не всегда заканчивались уничтожением врага. Ведь австрийцы длительное время вообще не имели специализированных истребителей, а немцы все свои новейшие самолеты использовали на Западе, где им противостояла мощная авиация Франции и Великобритании. Поэтому летчики всех противоборствующих сторон на Востоке использовали только устаревшую технику с низкими боевыми возможностями, на которой трудно было добиться даже одной-двух побед. Так, самый результативный немецкий ас русско-германского фронта Леопольд Анслингер (Anslinger; 1891-1978), одержавший 10 воздушных побед, даже в конце 1917 года летал на моноплане Фоккер «Айндеккер», который на Западе немцы сняли с вооружения еще летом 1916 г.!

Самый результативный германский ас Восточного фронта Леопольд Анслингер,  и его Фоккер «Айндеккер», на котором летчик сражался в 1917 году
Самый результативный германский ас Восточного фронта Леопольд Анслингер, и его Фоккер «Айндеккер», на котором летчик сражался в 1917 году

Леопольд Анслингер был опытным пилотом: он стал летчиком-спортсменом еще до Великой войны. С началом боевых действий Леопольд вступил в германскую военную авиацию и был направлен на Восточный фронт. В течение 1914-1915 гг. Анслингер на тяжелой двухместной машине в паре с наблюдателем Вильгельмом Фриккартом совершил много разведывательных и бомбардировочных полетов; за боевые успехи его произвели в офицеры, и дважды наградили Железными крестами. А в 1916 году Анслингер на этой же двухместной машине начал охоту за российскими аэропланами, добровольно взяв на себя функции истребителя. В феврале 1916 г экипаж Анслингер-Фриккарт сбил 2 русских аэроплана, еще 2 самолета немцы расстреляли в июле и августе того же года. За четыре одержанные победы и Анслингер, и Фриккарт были переведены в истребительную часть, вооруженную одноместными аэропланами Фоккер «Айндеккер». Сражаясь уже самостоятельно, Анслингер весной-летом 1917 года сбил еще 5 российских аэропланов и 1 аэростат, доведя свой общий счет на Восточном фронте до 10 побед. Однако затем русская революция привела российскую армию к полному развалу, и немцам фактически не с кем стало воевать; а в начале 1918 г Советское правительство вообще заключило с Германией перемирие, и боевые действия на Восточном фронте закончились. После этого Анслингера перевели на Западный фронт, но… в бомбардировочную авиацию.

Ганс Мартин Пиппарт - ас Восточного фронта, воевавший на неудачном истребителе Роланд D.II
Ганс Мартин Пиппарт - ас Восточного фронта, воевавший на неудачном истребителе Роланд D.II

Вторым по результативности немецким асом Восточного фронта был Ганс Мартин Пиппарт (Pippart, 1888-1918). До войны этот молодой человек был владельцем небольшой фирмы, производившей самолеты, и потому умел достаточно хорошо летать. Поэтому, когда после начала войны Ганс добровольцем вступил в армию, его сделали инструктором летной школы. Лишь 1 февраля 1916 года Пиппарту удалось вырваться на фронт. Однако, определенный в истребители Восточного фронта, Ганс долго не мог найти в небе противника. Огромные пространства Русского фронта при малом количестве имеющихся в этом районе у противоборствующих сторон аэропланов делали встречу с врагом довольно проблематичной, тем более что сухопутное командование часто давало истребителям задания, связанные не с поиском противника, а с разведкой вражеских позиций и даже с бомбардировкой войск противника. Именно за разведывательные, а не истребительные полеты Пиппарт получил в апреле свою первую боевую награду - Железный Крест. Только 25 мая 1917 г Ганс сумел одержать воздушную победу: уничтожил у Тростянеца русский Фарман. Следующими жертвами германца стали три аэростата, сожженные Пиппартом 20, 26 июня и 25 августа. Все эти победы Ганс одержал на истребителе Роланд D.II - довольно неудачном самолете. Роланд был сложен в пилотировании, склонен к срыву в штопор и давал пилоту очень плохой обзор вниз. Но за неимением лучшего Пипарт воевал на этой машине до окончания своей службы на Восточном фронте. Последними его победами в России стали уничтоженные в октябре 1917 г. российский аэроплан Сопвич и аэростат; они довели результативность пилота до 6 подтвержденных побед.

Так как Германия заключила с Советской Россией перемирие, получивший за бои на Востоке офицерское звание Пиппарт отправился на Западный фронт, где противник встречался намного чаще. В боях 1918 года (с февраля по август) над Францией Ганс одержал еще 16 побед, сбив 13 аэропланов и 3 аэростата французов и англичан. Но 11 августа он сам был сбит. Пиппарт попытался спастись, выпрыгнув из пылающего Фоккера с парашютом, однако парашют не раскрылся, и летчик погиб. К этому моменту на его счету имелось 22 воздушные победы.

Кроме немцев противниками российских авиаторов на южном участке Восточного фронта были еще и австрийцы. Как уже говорилось выше, в Австро-Венгерской империи слабо развитая авиапромышленность еле поспевала обеспечивать австрийскую армию даже самолетами-разведчиками. Истребителей же у австрийцев вообще не было до осени 1916 года, пока они не купили у Германии не принятый немцами из-за невысоких боевых качеств биплан Ганза-Бранденбург D.I. Но и этих самолетов у австрийцев имелось всего 123, чего явно было слишком мало для обеспечения боевых действий в воздухе на двух фронтах (русском и итальянском). Поэтому обычно австрийские пилоты за неимением истребителей вели воздушные бои на тяжелых двухместных аэропланах, предназначавшихся для разведки или бомбежки. Именно на таких малоповоротливых «двухместках» и воевали самые результативные австрийские асы Восточного фронта Отто Йиндра (9 воздушных побед), и Отто Ягер (6 побед над русскими аэропланами).

Австрийский ас Отто Йиндра и его двухместный разведчик Альбатрос В.1, на котором австриец одержал большинство своих побед
Австрийский ас Отто Йиндра и его двухместный разведчик Альбатрос В.1, на котором австриец одержал большинство своих побед

Артиллерийский офицер Отто Йиндра (Jindra; 1886-1932) в первый месяц Великой войны сражался на Восточном фронте в должности командира батареи; в сентябре 1914 он перевелся в авиацию, а уже в ноябре того же года стал совершать боевые вылеты в качестве наблюдателя, корректируя по рации огонь своей артиллерии. И уже в одном из первых вылетов он был сбит: 14 ноября русские кавалеристы, над которыми пролетал самолет Йиндры, буквально превратили австрийский аэроплан в сито - в нем зияло около 180 пулевых пробоин! Пилот сумел «оттянуть» падающую машину подальше от русских и совершить успешную аварийную посадку; австрийцы сожгли машину, чтобы она не досталась врагу, и бежали к своим.

В январе 1915 обер-лейтенант Йиндра стал командиром авиаотряда Flik-1, но при этом продолжал летать наблюдателем на двухместных машинах. 13 июня Отто Йиндра одержал первую воздушную победу. Он оказался великолепным стрелком: не имея еще пулемета, стреляя только из карабина, Отто сумел «сделать дубль» - сбил подряд два русских Морана.

Осенью между боевыми вылетами Йиндра начал учиться у летчиков отряда искусству управления аэропланом, и в декабре получил диплом пилота. Первый вылет в качестве пилота Отто совершил в январе 1916; вылет едва не закончился трагически: австриец попал под атаку русского истребителя и раненный, с пробитым бензобаком был вынужден совершить аварийную посадку. «Реабилитироваться» Йиндре удалось только 29 марта, когда он одержал свою первую победу как пилот самолета. Но особо командир Flik-1 отличился 12 апреля 1916 года: в паре с находившимся на борту его аэроплана наблюдателем (будущим асом) Годвином Брумовски Йиндра атаковал военный парад, проводившийся командованием российской армии перед приехавшим на фронт императором Николаем II. Австрийцы сбросили на марширующие колонны солдат семь имевшихся у них бомб небольшого калибра, а затем отбили атаку четырех российских перехватчиков, заявив по возвращении на базу, что сбили двух из них.

В декабре 1916 Отто Йиндра сбил русский наблюдательный аэростат (оба находившихся в корзине «шара» аэронавта погибли); это была девятая и последняя жертва австрийского летчика. В 1917 году он воздушными схватками не занимался, а в январе 1918 г капитан Йиндра был назначен командиром крупной бомбардировочной авиагруппы на Итальянском фронте. Ночью по пути к новому месту назначения Йиндра попал в автокатастрофу, и получил тяжелое ранение, которое не позволило ему далее участвовать в войне…

Второй по результативности австрийский ас Русского фронта Отто Ягер
Второй по результативности австрийский ас Русского фронта Отто Ягер

Лейтенант пехоты Отто Ягер (Jäger, 1890-1917) воевал на Русском фронте с первого дня войны; в 1915 после излечения третьего ранения его признали негодным к полевой службе, и назначили инструктором в офицерское училище. Однако рвавшийся на фронт Ягер добровольцем перевелся в авиацию – тогда считалось, что «воевать сидя в кресле» способен даже непригодный к службе человек. Так весной 1916 Отто Ягер стал наблюдателем на двухместном разведывательном аэроплане Альбатрос В.1 (таком же, на каком летал и Отто Йиндра). Летая на разведку в составе авиаотряда Flik-10 Восточного фронта, Ягер не упускал случая обстрелять из своего пулемета встречавшиеся на пути русские разведывательные аэропланы. Умение метко стрелять не раз приносило ему успех: до конца года Ягер сбил 5 Фарманов. Агрессивность наблюдателя была замечена начальством, и Ягера направили на курсы летчиков-истребителей. Вернувшись на Восточный фронт уже в качестве пилота одноместного истребителя Albatros D.III, Ягер 20 июля 1917 года сбил российский двухместный аэроплан, ставший его шестой и последней на Русском фронте воздушной победой. Вскоре обер-лейтенанта Ягера перевели во Флик 42J на Итальянский фронт. Там Ягер утром 19 августа 1917 сбил итальянский Nieuport, но в тот же день и он сам был сбит…

Другие статьи канала по теме "Асы 1-й мировой войны":

1МВ: тройка самых результативных русских асов

1МВ: тройка лучших французских асов

1МВ: тройка лучших асов Италии

Асы 1МВ: "Красный черт" британской авиации

Асы 1МВ: тройка лучших тевтонцев

Асы 1МВ. Воздушный гусар кайзера

Асы 1МВ: немецкие крылья французского дракона

1МВ: тройка лучших асов Великобритании

Если вам понравилась статья просигнальте мне «пальцем вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мо канал, чтобы не пропустить новые статьи по военной истории.