Система подсчета побед у летчиков-истребителей английской авиации значительно отличалась от аналогичных систем французов и немцев. Британцы, придерживались наступательной тактики и проводили значительное количество воздушных боев в глубине вражеской обороны; поэтому у них в зачет шли и победы, одержанные над территорией противника (в отличие от французов, относивших сбитые над вражеской территорией самолеты лишь к вероятным победам, и немцев, вообще подобных побед не засчитывавших). При этом «зачет» обычно признавался, даже если не было свидетелей, способных подтвердить заявку на победу. Ведь «слово джентльмена не подлежит сомнению»!
В британских ВВС считалось победой, если пораженный вражеский самолёт не только врезался в землю или развалился в воздухе, но и если самолет просто вошел в пике (в случае, если он при попадании в него пуль загорелся). Вероятной же победой британцы считали вход обстрелянного аэроплана в пике без пламени, если у победителя или свидетелей не было твердой уверенности, что подбитый самолёт действительно упал на землю. Вообще английская система была самой разветвленной и запутанной. У англичан понятие «подтвержденная победа» подразделялось на несколько категорий: «Destroyed» (уничтожен), «Crash» (самолет разбился от удара о землю), «Broken Up» (разрушился в воздухе), «Destroyed in Flames» (уничтожен в огне) и «Captured» (посажен с захватом в плен). Понятие «вероятная победа» так же подразделялось на категории: «Out Of Control» (потерял управление - т.е., вроде бы сбит, но падения никто не видел), «Drived Down» (ушел со снижением) и «Forced То Land» (принуждён к посадке – без пленения). При этом непонятно, зачем англичане сплели такую «заумную паутину» - ведь у британцев, в отличие от французов, вероятная победа тоже шла в зачет, увеличивая рейтинг пилота. Так, например, летчик, одержавший 7 подтвержденных и 3 вероятные победы, у французов считался асом с 7 победами, а у англичан – с 10 победами. В результате эта «размытая система» не отражала реальной картины успешности пилота, зато создавала возможность «породить» целый ряд «суперасов» с «астрономическими» победными счетами. При этом из-за учета «вероятных» (а в реальности - неподтвержденных) побед на вершине рейтинга британских асов зачастую оказывались летчики, на самом деле сбившие намного меньше самолетов, чем их товарищи, находящиеся в списке гораздо ниже. А в качестве наиболее яркого примера необъективности английской системы подсчета побед можно привести канадца Вильяма Александера, который числится у британцев «крутым» асом с 23 победами, хотя подтверждены из них были только 5, а остальные 18 являлись лишь вероятными.
BISHOP William (официально 72 победы)
Канадец Вильям Эвери «Билли» Бишоп (1894–1956) возглавляет список самых результативных асов Британской империи. И хотя из приписываемых ему 72 побед на самом деле подтвержденными являются только 54 личные и 2 групповые победы (остальные 16 – лишь вероятные), он во главе этого списка находится по праву. Ведь никто из остальных летчиков Великобритании не смог сравняться с ним – как по числу подтвержденных побед, так и по общей результативности. Правда, при этом необходимо уточнить, что значительное число побед Бишопа было достигнуто в одиночку, без свидетелей, и подтверждено одним лишь пресловутым «словом джентльмена»...
Билли Бишоп вступил в армию с началом войны. Но, оказавшись в окопной грязи, «чистюля Билли» тут же подал прошение о переводе в авиацию (он сам признавался, что в небо его привело отвращение к грязи). По завершении обучения с января 1916 Бишоп участвовал в боевых вылетах на разведку и корректировку артиллерийского огня. После ранения и излечения Вильям прошел переучивание на пилота и был определен в 60-ю истребительную эскадрилью. Начав боевые вылеты в качестве истребителя в марте 1917, Бишоп уже в апреле одержал свою 14-ю победу, за что был представлен к Военному Кресту и получил звание капитана. Относясь к воздушному бою, как к спортивному матчу, Бишоп очень скоро стал одержим жаждой рекордов, стремясь добиться как можно большего числа побед. Ради этого Билли охотился за вражескими самолетами по семь часов в день. При этом он предпочитал летать один, чтобы никто не смог перехватить его цель. Поэтому большинство из своих воздушных боев Вильям провел в одиночку, часто - над вражеской территорией и против превосходящих сил противников. Так, 2.06.1917 во время одиночного рейда в германском тылу Бишоп напал на вражеский аэродром. По его словам три германских аэроплана он сбил во время взлёта, еще семь сжег на земле. Так ли это было на самом деле, сказать трудно; однако подтверждением атаки послужил самолет самого Бишопа, сильно поврежденный огнем с земли (более 200 пробоин). За этот бой Билли получил в августе 1917 года высшую боевую награду Великобритании - Крест Виктории. К этому времени Бишоп, сбивший 47 аэропланов, уже стал самым результативным асам Британской империи. Затем в его боевой деятельности наступил перерыв: летчика отправили в Вашингтон помогать организовывать Военно-Воздушные Силы США.
На фронт Билли Бишоп вернулся в мае 1918 года - в качестве командира 85-й эскадрильи. И вновь, как одержимый, начал охоту за вражескими аэропланами. К середине июня, когда летчик получил приказ отбыть в Англию, он успел довести свой счет до 67 побед. Но прежде чем уехать, Бишоп решил совершить последний, «прощальный» одиночный рейд. И – «вляпался» в строй германских аэропланов! Несмотря на превосходство противника, Бишоп принял неравный бой, уничтожив за 15 минут 5 немецких самолетов! Таким образом, Билли довел свой счет до 72 побед (70 аэропланов и 2 воздушных шара). И этот результат уже не смог превзойти ни один ас Британской империи.
В Англии Бишоп получил пост офицера Генерального штаба Канадских ВВС, и больше на фронте не появлялся. После войны Бишоп работал пилотом гражданской авиации, а потом стал вице-президентом нефтяной кампании. Во время 2-й мировой войны маршал авиации Королевских Канадских ВВС Бишоп руководил обучением пилотов, отправлявшихся на фронт.
MANNOCK Edward (официально 61 победа)
В некоторых книгах по истории авиации утверждается, что ирландец Эдвард Мэннок (1887-1918) одержал 73 победы, и именно он, а не Бишоп, самый результативный ас Британской империи. Неизвестно, на чем основано это утверждение, так как по официальным документам счет майора Мэннока составляет 61 победа. При этом подтверждены только 31 личная (в том числе 1 аэростат) и 5 групповых побед; еще 5 аэропланов Мэннок принудил к посадке и плену = общее число подтвержденных – 41 победа. Остальные 20 побед относятся к вероятным.
Начало войны застало Эдварда Мэннока в Турции, где он как сотрудник Британской телефонной компании занимался работами по прокладке телефонных линий. Как «гражданин враждебного государства» Мэннок был заключен в лагерь для военнопленных, но в мае 1915 года его освободили по состоянию здоровья. Дело в том, что в детстве в Индии, где его отец служил солдатом британской армии, Эдвард подхватил местную инфекцию, сделавшую его полуслепым (один глаз Эдди вообще ничего не видел). Из-за этого лагерный врач и подписал медицинское заключение, что Мэннок «слепец, не пригодный к воинской службе».
Получив свободу, Эдвард с большим трудом (без денег и документов!) сумел вернуться в Англию, где сразу же отправился… на призывной пункт. Там полуслепого добровольца определили санитаром в Королевский армейский Медицинский Корпус. Однако уже тогда Эдвард вынашивал казавшуюся невероятной при состоянии его зрения мечту - стать пилотом. И он добился своего: в августе 1916 года Мэнноку удалось каким-то способом обмануть медкомиссию и получить направление в лётную школу!
Уже с первых полётов у него проявился выдающийся талант пилота, настоящий «птичий инстинкт»; с блеском закончив курс обучения, Мэннок весной 1917 г прибыл в 40-ю истребительную эскадрилью, воевавшую во Франции. Первую победу полуслепой летчик одержал 7 мая, уничтожив сложную цель – хорошо охраняемый зенитным огнем аэростат, корректировавший огонь немецкой артиллерии. В июле 30-летний «старик» Мэннок был назначен командиром своей эскадрильи. А 12 августа он одержал особо важную победу: сбил германского аса Иоахима Бертраба (имевшего 5 побед), когда тот пытался атаковать британский аэростат. К октябрю 1917 на счету капитана Мэннока числилось уже 15 побед, за которые он был награжден Военным Крестом. В январе 1918 Эдварда назначили командиром находившейся в Англии 74-й эскадрильи; с ней в апреле Эдвард вернулся на фронт. В течение следующих 3-х месяцев Мэннок сбил более 30 германских самолётов. При этом его подчиненные отмечали, что Эдвард мог бы «настрелять» и больше немцев, но для него главным было сохранение жизни подчиненных. Поэтому он не раз бросал уже наметившуюся жертву, чтобы выручить из критической ситуации своего летчика; за это подчиненные считали Мэннока лучшим командиром.
В июне 1918 года получившего звание майора Мэннока перевели командовать 85-й эскадрильей (на смену вызванному в Англию Билли Бишопу). В составе этой эскадрильи Эдвард и одержал свои последние победы, доведя общий их счет до 60. А 26.07.1918 после того, как Мэннок в паре со своим ведомым «завалил» над немецкими позициями очередной германский бомбардировщик, в его самолет попал вражеский зенитный снаряд, и истребитель Эдварда рассыпался прямо в воздухе… Посмертно Мэннок был награждён высшим военным орденом империи - Крестом Виктории.
McСUDDEN James (официально 57 побед)
В официальном списке асов Британской империи времен 1-й мировой войны 3-е место занимает Раймонд Коллишоу (Raymond Collishaw), в зачете которого числятся 60 побед. Однако в реальности из них подтверждены только 27 личных и 1 групповая победы, а так же 1 принужденный к посадке самолет, захваченный британскими войсками. Таким образом, у Коллишоу общее число подтвержденных – 29 побед остальные 31 – лишь вероятные. Таким образом, реальная результативность этого аса ниже, чем у следующего летчика в этом списке.
А вот 4-й в списке Джеймс Мак Кадден (1895-1918) вообще-то должен занимать в рейтинге самых успешных даже не третье, а второе место! Ведь он имел 46 подтвержденных побед - 26 личных и 1 групповая + 19 посаженных и плененных аэропланов (еще 11 побед Мак Каддена относятся к вероятным). Но этого летчика подвела несуразная британская система подсчета. Так как победы лишь вероятные, которых, возможно, вовсе и не было, у англичан прибавлялись к числу подтвержденных побед, Мак Каддена «математически» обогнали Эдвард Мэннок и Раймонд Коллишоу, на самом деле имевшие меньшее число реально уничтоженных вражеских самолетов.
Англичанин Джеймс Мак Кадден в 1913 добровольцем вступил в Королевский Авиационный Корпус и стал авиамехаником. С началом 1-й мировой войны вместе со своей эскадрильей Мак Кадден прибыл во Францию, где не только обслуживал самолеты, но и участвовал в боевых разведывательных вылетах в качестве наблюдателя. За успехи в воздушной разведке в январе 1916 Джеймс был награжден французским Военным Крестом и направлен в школу пилотов. По окончании обучения Мак Кадден был назначен в той же школе инструктором, благодаря чему за два месяца сумел налетать самостоятельно более 100 часов – такой налет в то время был не у каждого фронтового летчика…
В июле 1916 сержант Джеймс Мак Кадден приступил к боевым вылетам на разведку в составе 20-й эскадрильи RFC. В августе его перевели в 29-ю истребительную эскадрилью. Свой боевой счет Джеймс открыл 6.09.1916, сбив германский самолет на почти невероятной для того времени высоте 4600 м (в зоне кислородного голодания). В феврале 1917 за 5 побед произведенный в лейтенанты Мак Кадден был награжден Военным Крестом, после чего его отправили в Англию на должность инструктора воздушного боя - делился своим боевым опытом с молодыми пилотами. Вновь к боям во Франции ставший капитаном Мак Кадден приступил в июле 1917 - в составе 66-й эскадрильи. В августе он возглавил звено 56-й эскадрильи, и вскоре довел свой счет до 10 побед. А 23.09.1917 г Джеймс Мак Кадден участвовал в знаменитом бою против германского аса Вернера Фосса, когда шестерка британских истребителей, сплошь состоявшая из асов, лишь после долгой схватки с огромным трудом смогла уничтожить дравшийся против них одинокий «Фоккер-Триплан» Фосса. Немца сбил капитан Рис-Девидс, а Мак Кадден еле выбрался живым из этой передряги, посадив «на вынужденную» свой изрешеченный Фоссом аэроплан…
Вновь Джеймсу пришлось спасать свою жизнь поспешной вынужденной посадкой 30.11.1917, когда во время ожесточенной схватки его самолет потерял отстреленный винт; к тому времени на счету летчика было уже 20 побед. В декабре Мак Кадден отличился дважды: сначала уничтожил вражеский самолет-фоторазведчик «Румплер» на «сумасшедшей» для того времени высоте 5300 м, а несколько позже в одной схватке «завалил» сразу 4 германских аэроплана! За январь и февраль 1918 г Мак Кадден сбил еще 20 самолетов; 29.02.1918 Джеймс уничтожил свой последний - 57-й вражеский аэроплан. В первых числах марта он по вызову командования выехал в Англию, где из рук короля Великобритании Джеймса V получил высшую военную награду Британии - Крест Виктории. Отгуляв длительный отпуск, свежеиспеченный майор Мак Кадден получил назначение на должность командира воевавшей во Франции 60-й эскадрильи. 9.07.1918 Джеймс вылетел во Францию, но во время взлета у его истребителя внезапно отказал двигатель, и знаменитый ас погиб в авиакатастрофе…
Другие статьи канала на тему «Асы 1-й мировой войны»:
1МВ: тройка самых результативных русских асов
1МВ: лучшие асы противника на русско-австро-германском фронте
1МВ: тройка лучших французских асов
Асы 1МВ: "Красный черт" британской авиации
Асы 1МВ: тройка лучших тевтонцев
1МВ: тройка лучших асов Италии
Асы 1МВ. Воздушный гусар кайзера
Асы 1МВ: пятерка лучших американских наёмников
Асы 1МВ: тройка лучших американцев USAS
Асы 1МВ: первый и единственный ас Турции
Асы 1МВ: немецкие крылья французского дракона
Асы 1МВ: тройка лучших пилотов Австро-Венгрии
1МВ. Авиация Бельгии и бельгийские асы
1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (03). Асы Пфальцев
1МВ. Асы истребителей «Альбатрос»
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории