Найти в Дзене

Пропускная способность улицы

Под пропускной способностью улицы понимают максимальное число автомобилей, которые могут пройти по ней в единицу времени при обеспечении заданной скорости и безопасности движения.

Это понятие не следует путать с пропускной способностью какого-либо сечения улицы — это максимальное число автомобилей, которые могут пройти через конкретное сечение улицы в единицу времени. Так, на пересечении в одном уровне улица может иметь пропускную способность существенно более низкую, чем на всем остальном протяжении; пропускная способность этой улицы будет определяться пропускной способностью пересечения.

В реальных условиях пропускную способность улицы определяет наименьшая пропускная способность одного из ее участков или сечений. Такими участками могут быть пересечения, сужения проезжей части, мосты, путепроводы, участки с ограниченной видимостью, кривые в плане, подъемы, спуски, участки резкого снижения скоростей движения, зоны слияния и переплетения потоков.

Для улиц непрерывного движения и скоростных магистралей необходимо знать пропускную способность одной полосы при заданной скорости свободного движения. Это значение рассматривается как предельная возможность полосы движения в пропуске транспортных потоков. Основными характеристиками транспортного потока являются интенсивность, скорость движения и плотность, измеряемая числом автомобилей на 1 км. Плотность потока (D) связана со скоростью движения (V) и дорожными условиями. Чем выше плотность потока при постоянной скорости движения, тем меньше расстояние между автомобилями.

Экспериментальные исследования показали, что в зависимости «скорость — плотность» имеются три области — две нелинейные и одна средняя, линейная (рис. 3.2). Это указывает на то, что при изменении плотности транспортного потока меняется его качественное состояние. О наличии нескольких состояний транспортного потока также говорит форма кривых распределения скоростей движения транспортного потока (рис. 3.3).

При низких значениях интенсивности движения, как правило, наблюдается большой разброс значений скоростей движения, кривая распределения имеет полимодальный характер. По мере роста интенсивности движения вид кривой распределения заметно меняется, превращаясь из полимодальной (кривая А) в одномодальную (кривая Г). Разброс значений скорости движения существенно снижается, ее среднеквадратичное отклонение также уменьшается. Заметные изменения отмечаются и в общем виде кривых распределения значений интервалов во времени.

Наибольшая плотность потока наблюдается при высоких интенсивностях движения. Максимальная плотность потока (Dmax) при определенных скоростях движения может быть достигнута только при условии работы улицы в режиме пропускной способности. Плотность транспортного потока, скорость и интенсивность движения (N) связаны зависимостью N = DV. Графически это уравнение представляет собой основную диаграмму транспортного потока, общий вид которой показан на рис. 3.4. Максимально возможная при данных условиях интенсивность движения, как это следует из диаграммы, достигается при определенной плотности транспортного потока (точка A) и называется пропускной способностью полосы движения. Характерно, что при плотности потока, большей, чем в точке A, интенсивность движения снижается. Объясняется это тем, что при большой плотности движения часто возникают заторы, снижается скорость и это приводит к уменьшению количества автомобилей, проходящих в единицу времени через какое-либо сечение или участок улицы.

Говоря о плотности транспортного потока, обычно имеют в виду среднее значение, но во время движения на отдельных участках улицы может произойти уплотнение потока (за счет перестройки, смен полос движения). Такое уплотнение кратковременно и мало отражается на средней скорости потока. Так, при скорости потока 60 км/ч и средней плотности 25 авт./км возможно краткосрочное возрастание плотности до 40 авт./км.

Характеристику плотности транспортного потока используют при расчетах загрузки улицы или какого-либо сооружения (тоннеля, эстакады, участка маневрирования).

Пропускную способность полосы движения и всей проезжей части обычно рассчитывают с учетом интервалов li между автомобилями. Эти интервалы могут быть выражены в единицах длины или времени. При известной скорости движения временной интервал между автомобилями будет равен delta Ti= li/V.

(Из учебника "Транспортная планировка городов". Издательство "А-проджект")

Купить книгу в интернет-магазине "Лабиринт"

Авторы: А. В. Косцов, И. А. Бахирев, Е. Н. Боровик, Д. С. Мартяхин.

Книга предназначена для студентов высших учебных заведений по специальностям «Проектирование дорог», «Организация и безопасность движения», «Градостроительство», «Архитектура», для проектировщиков, научных работников, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами формирования транспортной инфраструктуры в городах.

Читать по теме

Измерение интенсивности движения

Подвижность городского населения

Уровень обслуживания движения

Контент создан издательством «А-проджект». При использовании ссылка на первоисточник обязательна.

Учебник "Транспортная планировка городов". Авторы - Косцов А.В., Боровик Е.Н., Бахирев И.А., Мартяхин Д.С. Издан в 2018 г., издательство "А-проджект"
Учебник "Транспортная планировка городов". Авторы - Косцов А.В., Боровик Е.Н., Бахирев И.А., Мартяхин Д.С. Издан в 2018 г., издательство "А-проджект"
Пропускная способность дорог
Пропускная способность дорог