Факт первый. Фёдор Михайлович Достоевский писал роман «Подросток» о 19-летнем юноше Аркадии (который тяжело и не вполне адекватно с психологической точки зрения пытается «выстроить» отношения с по существу незнакомым ему лично отцом, а заодно и со всем окружающим обществом), когда переживал очередной «кризисный» идеологический период. Закончив писать в 1872 году анти-революционный и контр-нигилистический роман «Бесы», он подвергся активнейшей критике со стороны либеральных и социалистически настроенных общественных сил. Его обвиняли в реакционизме, уходе в мистику, психическом нездоровье и едва ли не мракобесиям. В 1873 году Достоевский пошёл работать редактором в одиозный консервативный и монархический журнал «Гражданин». Однако за год работы там у него накопились и усталость и разочарование и груз недопонимания и взаимных расхождений с владельцем журнала князем Мещерским, бывшим камергером и другом наследника престола. В буквальном же смысле эта работа довела его до эмфиземы лёгких. Так что в 1874 году Достоевский покинул «Гражданин» и предложил свой новый роман (на тот момент существовавший только в прожекте) в очень либеральные «Отечественные записки» Некрасова, которые были дотоле его ярыми критиками. Без особых колебаний его предложение было принято.
Факт второй. В процессе работы над "Подростком" и его публикации Достоевский сгладил многие противоречие и застарелые обиды, долго "стоявшие" между ним и еще одним великим русским литератором - Николаем Алексеевичем Некрасовым. Много лет назад, когда 23-летний Федор Достоевскому был начинающим и никому не известным автором, рукопись его "Бедных людей" была отдана на "просмотр" Некрасову, тогда уже популярному поэтому и видному участнику "кружка Белинского". Вначале Некрасов, а вслед за ним и Белинский всячески расхвалили нового автора и этим заставили его "оторваться от земли". А потом начались конфликты , да еще какие - Некрасов с товарищами написал на Достоевского пародийные стихи, обозвав его"прыщом на носу литературы", заявлял, что он самолюбив до безобразия (в то время, как молодой Достоевский был скорее очень обидчив и мнителен), что после "Бедных людей" все произведения его были никуда не годны. После каторги Достоевский так же не смог найти у Некрасова ни помощи, ни особого участия, по поводу "Села Степанчикова" тот опять заявил, что Достоевский "вышел весь". Дальше были уже идеологические разногласия - 4 года каторги, а потом еще 4 года солдатчины сделали Достоевского мрачнейшим реалистом с мистическим уклоном и решительным недругом социализма, в то время как Некрасов был убежденный либерал (но уж очень практичен в своей редакторской и издательской деятельности, несмотря на возвышенные убеждения). И вот через тридцать лет после первой встречи Достоевский снова сблизился с Некрасовым. Это было связано с публикацией в "отечественных записках" романа "Подросток". 9 февраля 1875 г. Достоевский писал жене : «... вошел Некрасов. Он пришел, "чтоб выразить свой восторг по прочтении конца первой части" ...Всю ночь сидел, читал, до того завлекся, а в мои лета и с моим здоровьем не позволил бы этого себе"...».
Факт третий. Начиная работать над планом "Подростка" Достоевский хотел сделать роман значительно более жизнеутверждающим, чем "Бесы". Корректор типографии, где печатался «Гражданин», молодая девушка, с которой у Достоевского установились товарищеские отношения, вспоминала, как он говорил весной 1874 года, что больше не хочет писать «о подпольных». «Слишком уж мрачно... Я могу написать теперь более светлое, примиряющее... Я пишу теперь одну вещь...» Речь шла о романе «Подросток». Другое дело, что возможный светлый и примиряющий аспект романа оказался основательно «запрятан» под «наслоениями» скандалов, безобразных историй, суицидов , несчастных случаев и откровенного шантажа. Но Достоевский не был бы сам собой, если бы все это не сопутствовало его роману.
Факт четвёртый. Первоначальное название романа «Подросток» было – «Беспорядок». «Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла... Нынче честно не проживешь» – так характеризуется пореформенная ситуация в России в черновых записях Достоевского к «Подростку». В каком-то странном соответствии с главной идеей романа его сюжет и композиция тоже лишены четкости и порядка. «Подросток» долго считался самым «несовершенным» с точки зрения формы художественным произведением Достоевского.
Факт пятый. Главной идеей главного героя романа, переростка 19 лет, Аркадия Долгорукова является маниакальное желание стать очень богатым человеком, почти (или совсем) таким же богатым как Ротшильд. Достижение идеи должно обеспечиваться «упорством и непрерывностью» высшего градуса. На своем «пути» к сверх-богатству он, как кажется ему, готов на всякое самоотвержение и самопожертвование. Но конечная цель радикального обогащения еще смутна, ему представляется, что большое богатство нужно для независимости и "уединения". Уединения же Аркадий ищет еще и потому, что не умеет общаться с людьми, не «выдерживает дистанции», раскрываясь навстречу всякому «откровенному», начиная любить его – и налетая с размаху на «надувательство» и насмешливую закрытость.
Факт шестой. Роман "Подросток", через который "красной нитью" проходит идея обогащения, стал самым хорошо оплачиваемым романом Достоевского по сравнению со всеми произведениями, которые он писал до того. В "отечественных записках" Некрасова ему предложили гонорар 250 рублей за лист,. В то время, как все предшествующие романы, включая прославленных впоследствии "Идиота" и "Преступление и наказание" шли по 150 рублей за лист. Достоевский тем не менее все равно переживал и обижался из-за того, что Тургенев и Толстой получали за свои романы по 400 рублей за лист (да еще в тех же изданиях, где печатался и он).
Факт седьмой. Одна из основных сюжетных линий романа тесно связана с шантажом. Главный герой Аркадий привозит в Петербург случайно доставшееся ему письмо, компрометирующее Катерину Николаевну Ахмакову, интересную женщину, которая даже и смотреть не станет в его сторону и в которую уже несколько лет влюблен его недосягаемый отец. Подросток думает о том, не воспользоваться ли случаем и не шантажировать ли Ахмакову этим, зашитым в полу сюртука, письмом ( в котором она спрашивала юриста, не учредить ли ей опеку над своим впадающим в безумие отцом). К концу романа, однако, письмом завладевает окончательный негодяй Ламберт, потом оно достается отцу Аркадия Версилову, который в итоге хочет застрелить то ли Ахмакову, то ли себя.
Факт восьмой. Несмотря на путаную композицию и сбивчивый сюжет "Подросток" вошел в так называемое "великое пятикнижие" Достоевского ("Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы"). Критика, однако, оценила его далеко не сразу. Еще более ожесточенным нападкам после публикации своих романов Достоевский подвергался только с "Бесами".