Найти тему
А мы и не знали

Пора застегнуться!

Оглавление

Пуговица преодолевает даже магию чёрной кошки…

Наши пращуры нашивали на одежду нечто вроде пуговиц тысячелетиями – и совсем недавно догадались продевать пуговицу в петельку, чтобы застёгивать одежду…

В долине реки Инд найдены украшения из просверленных речных ракушек; им около 5000 лет. В те же времена раковины и камни крепила на одежду знать Шумера и Египта, а люди, жившие по реке Москве, пришивали к рубахам янтарные диски с двумя дырочками. Не менее 4000 лет бронзовым пуговкам Китая. Чуть моложе каменные, найденные в земле современной Турции. Но… Все эти штучки, даже круглые и с дырочками для пришивания, функционально были не пуговицами, а украшениями или амулетами для магической защиты! Их разрисовывали колдовскими символами; их тёрли в минуты опасности – так, согласно древнему поверью, если дорогу перебежала чёрная кошка, то, закрыв глаза и держась за пуговицу, можно смело идти поперёк её следа.

Было бы что застёгивать!

Одежда в те буколические времена была простая. Освоив производство ткани, люди заворачивались в них так же, как прежде в шкуры зверей. Связывали концы одежд узлом, или крепили на плече бронзовым защипом; освоив изготовление верёвочек, стали перепоясываться ими. Научились шить мешки, и все – мужчины и женщины, носили одинаковые мешки с дырками для головы и рук: моды не существовало, а «выкройки» представляли собой сложенные вместе прямоугольные и треугольные куски материи.

Наконец, освоили крой и швейное дело. Прислушаемся: «швеи сшивали швы». Это однокоренные слова! Некоторые места одежды оставались несшитыми – надев одёжку, их надо было как-то закрепить. Сначала освоили шнуровку, то есть продевали через дырочки верёвочки. Потом додумались крепить к одному краю пуговицу, а к другому – нитяную петлю для застёгивания – впервые, полагают, так стали делать в XIII веке в Германии. Это в Европе, а как было в Азии, невозможно сказать.

Наконец, научились обмётывать петли, прорезанные в самой ткани, и пуговица быстро стала важной частью модной жизни Евразии.

В большинстве языков название этой детали одежды произошло от слов, означающих «нечто отдельное выпуклое»: фр. bouton, англ. button, сходные итальянские, испанские, португальские слова имеют значение «почка, бутон». Отсюда, кстати, название коллекционеров пуговиц: филобутонисты.

В русском «пуговица» произошла от слова «пук», пучок, однокоренного с той же почкой. Немецкое Knopf, голландское Кnоор – от слов со значением «шишка». В русском из германских языков застряло слово «кнопка»; это была разновидность пуговицы…

Кстати, на Руси клепали и резали кляпыши – пуговки в виде палочки, перевязанной посередине тесёмкой. Впрочем, кляпыши чаще были не серебряными, позолоченными, или украшенными жемчугом с канителью, обшитыми шелками, а деревянными.

Пуговичный бум Средневековья

Когда общество узнаёт об удобной новинке, на первых порах на неё всегда возникает сумасшедший спрос. Высокая цена новинки стимулирует производителя, а потребитель превращает безделушку в фетиш. В Европе пуговицы делали из керамики и драгметаллов, их обтягивали текстилем, их украшали кружевами. В общем, пуговичный бизнес обогащал ювелиров, кузнецов, резчиков по дереву и кости, и много ещё кого.

Металлические ажурные пуговицы декорировали чернью, гравировали, украшали многоцветной эмалью. Известны миндалевидные, грушевидные, желобчатые, яйцевидные пуговки размером от мелкой горошины до крупного яйца. Драгоценных пуговиц стало столь много, что кое-где они служили платёжным средством.

Пуговицы эпохи Возрождения и Нового времени

Если на картинах мастеров раннего Возрождения пуговиц почти нет, то в XVI веке на портретах знатных особ их уже много, и неслучайно: форма, размер, красота пуговиц, их количество на одежде подчёркивали статус человека в обществе. Без всякой практической пользы на плащ могли нашивать больше сотни золотых пуговиц – так, что их цена в разы превышала стоимость самого плаща. Люди побогаче носили одежду с тысячами пуговиц – для примера, в XVI веке французский король Франциск заказал для отделки своего бархатного костюма 13600 золотых пуговиц.

Пуговицами занимались лучшие художники и изобретатели. Знаменитый живописец Антуан Ватто расписывал комплект пуговиц для Людовика XIV, а для Людовика XV изготовили пуговицы, каждая из которых была миниатюрными часиками.

Французы додумались до пуговиц из фарфора, в Богемии освоили стеклянные – но в этом Россия имеет первенство: М.В. Ломоносов отработал технологию производства стекла и мозаики и в 1753-м основал фабрику, выпускавшую также пуговицы.

Пуговицы вносили столь весомую долю в ВВП, что государи считали нужным регулировать их производство. Во Франции был закон, требовавший при изготовлении обтяжных пуговиц применять исключительно шёлк, для поддержки шёлковых фабрик Парижа и Лиона. В Англии же обтяжные пуговицы, наоборот, запретили: там было велено клепать металлические, для развития металлургии.

Мундиры и шинели

По мере развития цивилизации росло количество войн. Всё больше и больше становилось воинов. Враждующим сторонам надо было как-то отличать на поле боя своих от чужих. Во время Тридцатилетней войны (XVII век) бойцы носили разные шарфы: испанцы – красные, французы – белые, голландцы – оранжевые, саксонцы – зелёные. И уже в ходе той войны сразу в нескольких странах затеяли шить для армий униформу. Сначала для каждого полка, потом – для родов войск, а различали воинские части по виду пуговиц, форме воротника, цвету обшлагов и прочему.

Вслед за мундирами военными в странах Европы появились мундиры чиновничьи, а также ливреи для служащих разного ранга. Ранги и ведомства различали, в том числе, количеством пуговиц.

Поневоле вспомнишь Грибоедова и его героя, полковника Скалозуба:

Графиня Хлёстова. – Не мастерица я полки-то различать.

Скалозуб. – А форменные есть отлички: в мундирах выпушки, погончики, петлички.

Надо отметить наш приоритет: на Руси людей разных заслуг и родовитости различали по количеству пуговиц на платье задолго до европейцев! Каждому виду платья полагалось своё число пуговиц: на кафтан, в зависимости от важности лица, шили 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; на шубу – 8, 11, 13, 14, 15, 16, и т.д. Больше всего пуговиц полагалось царю – например, Иван Грозный носил их на себе до 68 штук, золотых и с кисточками.

При Петре I на мундиры офицеров нашивали серебряные пуговки, солдаты довольствовались медью и оловом. В 1831-м на мундирах чиновников российских губерний появились пуговицы с гербами губерний. К этому времени на одежде знати повсюду оставались ещё роскошные застёжки, а люди простые массово носили пуговицы из коровьего копыта. В середине столетия в Америке начали выпуск пуговиц из твёрдой резины. Мэр Нью-Йорка Джейм Харпер (занимал должность в 1844-1845 годах) ввёл для городских полицейских форму с большими медными пуговицами. А медь по-английски – copper. С тех пор полицейских в США называют копами.

После 1860-го в ход пошёл целлулоид, в 1920-х – пластмасса.

Пуговицы мужские и пуговицы женские

С момента появления пуговиц их в основном носили мужчины. Женщины же вместо этих красивых, блестящих, нарядных изделий закрепляли свои платья булавками, потайными крючками, брошками и заколками. Только в XIX веке мода «разрешила» дамам пуговицы! Да и то, приличия требовали, чтобы застёжка на женской одежде – с пуговицами или крючками – располагалась бы обязательно сзади, а пришивать пуговицы на женских блузках спереди стали меньше ста лет назад.

Разное расположение пуговиц на верхней мужской и женской одежде, справа и слева, возникло оттого, что в старину мужчины одевались сами, а наиболее удобно это делать справа налево. А женщинам – с их крючочками или пуговками сзади – помогали служанки, которым удобнее было застегивать слева направо. Этот принцип сохранился, когда дамы стали носить пальто и шубы с пуговицами впереди!

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

«А мы и не знали»: История идей, История людей, История вещей.

Рывки, надрывающие пупки: особый путь России

Пушкин слова «валенки» не знал!

Ватники всех стран, соединяйтесь!

Зубастый инструмент

Исторические байки № 007

Непоследний день Помпеи