Добрый день! Думаю, что все мои читатели в своем советском детстве учили стихи Агнии Барто, а потом задорно их рассказывали, стоя на стульчике. Отлично помню, свои такие декламации, когда после очередного выученного небольшого шедевра, все родственники, что находились дома, усаживались в принудительном порядке на диван и начиналось “шоу”.
Повзрослев, я сохранила очень теплые воспоминания об авторе, который позволял мне “выступать” на домашней “сцене” практически ежедневно. Потому, когда у меня родилась дочка, было логично обратиться к текстам, проверенным временем. И вот тут случился мой личный “культурный шок”. Я культуролог и кандидат наук, достаточно долго и плотно занимающийся еще и психологией, увидела в стихах Барто очень нежелательные модели поведения для своего ребенка, особенно, если принять во внимание тот факт, что характер человека формируется до 5 лет и его социальные модели поведения тоже. Что же нам предлагает воспитать всесоветская бабушка?
Конечно, первым мне в руки попалось стихотворение про мишку:
“Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.”
Казалось бы, все очень хорошо. Произведение воспитывает преданность, даже, при появлении внешних увечий. Но с другой стороны возникает вопрос: кто искалечил игрушку? Хорошо, если речь идет про детский сад, в котором кто-то уронил и оторвал. Но у меня один ребенок на домашнем воспитании. Значит, если я “одеваю” на нее эту историю, то получается будто она испортила мишку, но не берет на себя ответственность...
Такой вариант нам не подходит!
Давайте возьмем другое стихотворение:
“Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.”
Снова, на первый взгляд, автор укоряет хозяйку, за то что она бросила игрушку, а значит, воспитывается преданность. Но я же сразу перекладываю эту историю на взрослую жизнь, и вижу, как замызганный “зайка” не может слезть со скамейки, потому как пьян в хлам. И зачем воспитывать девочке верность и преданность такому “зайке”? Чтобы он лупил ее с похмелья?
Тут, кстати, я вернулась к первому стихотворению, и подумала: а может мишке за дело "накостыляли"? Может он кого-то подставил, кинул, обманул и т.д. Тогда тоже нет смысла за него держаться, иначе, в следующий раз сама огребешь…
Возможно, все дело в моих личных страхах, и боязни именно таких мужчин?
Попробуем еще одно стихотворение:
“Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.”
Друзья мои, у меня вопрос: а Тане кто-нибудь поможет? Или только будут “цикать”, чтобы не мешала своим громким плачем? Я не знаю как вам, а мне бы хотелось, чтобы моя дочка росла в обществе, где есть мужчины и женщины, и где мужчины хотят и могут помочь “маленькой плачущей девочке”, а не станут рассуждать, что гендерные различия - это пережиток прошлого.
Ну, и “на закуску” еще один стишок:
“Пять зелёных лягушат
В воду броситься спешат —
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!”
В тексте нет никаких установок, касающихся отношений между мужчинами и женщинами. Речь о безосновательно завышенной самооценке. Вы представляете разницу в весовой категории мальчика и лягушонка? Это как если бы старшеклассники смеялись над первоклашками, потому что те не знают таблицу Менделеева. Или тренер в спортзале, "ухахатывался" бы над "дохляком", которого придавило штангой, вместо того, чтобы помочь…
Тут я решила, что хватит. На этом знакомство моей дочки со стихами Агнии Барто закончилось, так и не начавшись.
На мой взгляд, нельзя бездумно читать и заучивать текст, надо объяснять заложенный смысл. Но что здесь рассказывать ребенку, я не знаю.
Возможно, я ошибаюсь. Что вы думаете по этому поводу?
Продолжение темы в публикации Еще раз про стихи А. Барто
Следующая статья из цикла перечитка про Р. Киплинга и Маугли Читая “Маугли”: Кто такие рыжие собаки?
Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
На моем канале вы можете почитать Что такое культурология?
А так же про:
Первобытную культуру - начало здесь
Культуру древнего Египта - начало здесь
Культуру Месопотамии - начало здесь
Культуру древнего Ирана - начало здесь
Культуру древних евреев - начало здесь
Культуру древней Греции - начало здесь
Культура древних этрусков - начало здесь
Культура древнего Рима - начало здесь
Культура кельтов - начало здесь
Культура скандинавов - начало здесь
Культура древних славян - начало здесь
Культура древней Индии - начало здесь
Культура древнего Китая - начало здесь
Культура американских индейцев - начало здесь
Цикл "Еда как феномен культуры" - начало здесь
Цикл про семьи в разных культурах мира - начало здесь
Цикл про традицию инициации в разных культурах - начало здесь
Цикл про то как возникают религии в современном мире - начало здесь
Цикл про Пасху - начало здесь
Легенды и мифы Сергиева Посада - начало здесь
Анализ известных сказок - начало здесь
Идеал женской красоты в разные эпохи - начало здесь
Цикл "Женщина в христианстве" - начало здесь
Цикл про общее и различное в разных религиях древности - начало здесь
Новогодние традиции древних - начало здесь
Праздник 8 марта - начало здесь
День Святого Валентина - начало здесь
Цикл про Масленицу - начало здесь