Добрый день! Друзья, узнала очевидную, но для меня удивительную вещь: тема еды пользуется бешенной популярностью. Но поскольку я не кулинар, и не собираюсь становиться фудблогером, а предпочитаю оставаться культурологом, то подумала, а не начать ли мне новую серию публикаций о еде, как феномене культуры? Будет ли вам интересно, если я обращусь к этой теме?
Поскольку на горизонте маячит большая тема про Индию, она практически готова, и я скоро начну публиковать, то решила начать с такого любопытного элемента индийской культуры, как еда, подносимая богам - прасад.
Когда я только начинала знакомится с древними мифологиями, у меня возник вопрос: куда девается жертва, которую принесли богам. Как, наверное, и у многих других, моими первыми мифами были греческие. И я понимала, что Зевс не приходит собственной персоной слопать, например, быка, принесенного ему в жертву. Но и представить что, туша лежит и гниет, не получалось.
Изучая культуру Междуречья, к первому вопросу добавился второй: а чем питаются жрецы, днями и ночами, наблюдающими за небом со стен зиккуратов. Еще тогда я предположила, что второй вопрос отвечает на первый, но уверенности не было.
Когда же столкнулась с таким феноменом индийской культуры как "прасад", многое стало понятно.
Само слово переводится как "божественный дар" или "божественная милость". Все начинается с того, что человек приносит дар богу, это могут быть, например, цветы или еда. Нас сейчас интересует второе. Кушанья могут быть пяти видов — для проглатывания, разжевывания, слизывания, сосания и питья.
Дальше совершается обряд, во время которого обычная еда приобретает необычные свойства. Потом она раздается верующим для использования по прямому назначению.
Причем результат зависит от обряда. В мифологии индуизма есть истории, как три жены царя, который был бесплоден, забеременели после вкушения прасада.
Вы, конечно, можете относится к этому скептически, но индуисты верят, что прасад - это не только материальная еда, но и духовная пища.
Разновидностью таких кушаний является чарана́мрита - вода или панча́мрита - смесь воды с пятью ингредиентами: маслом гхи, молоком, йогуртом, сахаром и медом.
Они используются для омовения священных статуй или стоп учителя, а потом раздаются людям. Не в смысле, что гуру моет ноги в тазике с жидкостью, а потом ее пьют ученики. Нет. Раздается, то, что осталось незадействованным во время обряда.
Думаю, что во всех древних религиях происходило что-то подобное. Приносили жертву, бог условно ее ел, а остальное доставалось людям.
Следующая публикация из этого цикла "Почему индусы вегетарианцы?"
Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала