О колодце в древнем городе майя Чичен-Ице издавна идёт дурная слава. Это типичный для Юкатана естественный водоём в слое известняка. Неровные стены отвесно уходят вниз, густые кроны деревьев совсем затемняют воду. Всё здесь окружено мрачной тайной, потому что прежде колодец был священным местом жертвоприношений - человеческих.
Впервые об этом упоминают испанцы, прибывшие в XVI веке в Новый Свет. "Они верили, что те люди не погибают, хотя никто их больше не видел", - писал епископ де Ланда. Другой испанский хронист отмечает, что правители майя кидали в колодец женщин, чтобы те узнали у богов, каким будет следующий год. Видимо, человеческие жертвоприношения совершались во времена бедствий - засухи, голода, эпидемий.
Однако, согласно старинным свидетельствам, в колодец бросали не только людей, но и разные ценные предметы.
Эдвард Томпсон, один из последних великих археологов-любителей, взялся раскрыть тайну "Священного сенота" или колодца жертв. В 1885 году он прибыл в Мериду на Юкатане в качестве консула США, чтобы начать изучение памятников майя, продолжавшееся 40 лет.
Добраться до дна колодца можно было тремя способами: вычерпать грязь со дна, выкачать воду или нырять. Томпсон решил черпать и нырять (выкачивать воду не имело смысла, т.к. через пористый известняк она быстро набиралась вновь). нужно было раздобыть денег, купить и доставить оборудование и научиться нырять.
В марте 1904 года все приготовления были закончены и началась очистка дна колодца. Примерно неделю металлический ковш, опускаемый и поднимаемый лебедкой, не приносил ничего интересного. первой находкой стали два яйцевидных комка смолы, которую майя поджигали во время жертвоприношений. В следующий раз из ковша извлекли другие два предмета - фрагменты человеческих костей. Потом находились куски резного дерева, нефрита, глиняные черепки. теперь каждый подъём ковша доставлял что-нибудь любопытное - вазы, ножи, сосуды со смолой или каучуком.
Однажды со дна был поднят хорошо сохранившийся, скорее всего девичий, череп, а следом за ним - изящные женские сандалии. В итоге землечерпалка доставила наверх останки 42 жертв - мужчин, женщин и детей. Больше не оставалось сомнений, что Колодец жертв получил своё название не зря.
Но что же насчёт сокровищ, которые, согласно испанским свидетельствам, тоже приносились в жертву богам? Через 9 месяцев были подняты первые находки - статуэтки, кольца, сосуды, бубенчики и фрагменты церемониальной маски. часть изделий была из меди, другие из золота. Медь и золото, как и обсидиан и нефрит, были привозными на Юкатане, а поэтому очень ценными.
Наконец Томпсон решил, что пришло время нырять. В довольно неуклюжем снаряжении (дело было в 1909 году), в сопровождении опытного помощника он стал погружаться, перед этим серьёзно попрощавшись с остающимися наверху.
Вода меняла свой цвет, пока не стала совсем чёрной, даже фонарь не помогал. Томпсон нащупал в темноте множество мелких предметов вроде монет, колечек и шариков и, набрав их в сумку десятка два, начал подъём. Находка оказалась настоящим кладом - прекрасные золотые кольца и медальоны с резьбой и филигранью, выполненные с великолепным искусством.
Предметы, поднятые со дна священного колодца, Томпсон передал музею Пибоди и они составили целую коллекцию. Впервые на одном месте было найдено столько предметов культуры майя. Маски, статуэтки, ювелирные изделия, ножи и топоры (которыми, вероятно, убивали жертв), даже ткани, хорошо сохранившиеся благодаря отсутствию кислорода, - всё это много может рассказать о древней исчезнувшей цивилизации.